Христианство в Армении

У вас и деньги, и морской флот, и дела вы ведёте лучше нас.

Это очень приятная мысль Подняли немного пыли. В 1960-х, невозможная мечта воплотилась в реальность, когда человек прошелся по другому миру, Армстронг: Орел приземлился. Всего 24 американца побывали на Луне, Но понадобилась армия из более чем 400 тыс. инженеров и техников чтобы сделать это возможным. Это история о мужчинах и женщинах которые строили машины, поднявшие нас на Луну, Кеннеди: Мы просим Божьего благословения на опаснейшее предприятие и величайшее путешествие на которое никогда не отваживался человек. Летом 1961, когда Соединенные Штаты начали свое большое космическое приключение, оставался один нерешенный вопрос. Какой корабль доставит человека на Луну и вернёт его живым? Соединенные Штаты имели в общей сложности 15 минут опыта космического полета, и только 5 минут за пределами атмосферы Земли, а сейчас мы полны решимости достигнуть Луны. Мы ничего не знали о Луне, нет беспилотный корабль высадился там и даже передал качественные изображения её поверхности. Не было никакой ясности, как же нам добраться до луны, что за транспортное средство позволит это сделать, какая ракета нам потребуется? В ходе первоначальных брифингов, рассматривалась возможность отправки к Луне одного огромного космического корабля на весь путь туда и и обратно. Но в НАСА, уже понимали, что это проблематично. Такой вариант требует посадит большой, тяжелый, громоздкиий корабль на лунную поверхность, и вернуть этот огромный вес обратно с Луны. Еще один недостаток состоит в том, что потребуется ракета в 50, 60, может быть, 70 футов в высоту. И, наконец, как эти астронавты выберутся из такого большого корабля и спустятся на лунную поверхность? Пока НАСА ломали голову над проблемой, инженер по имени Джон Хоболт (Houbolt) выступил с радикальной альтернативой одного гигантского корабля до Луны и обратно. Почему бы не построить второе легкое судно для осуществления челночных рейсов между Луной и материнским кораблем? Он был бы меньше, легче, и гораздо более маневренным. В этом был только один огромный недостаток Чтобы вернуться на Землю, потребуется стыковка лунного шатла с материнским кораблем на орбите луны. STOFF: Страшно подумать осуществить встречу и стыковку на орбите Луны на растоянии четверти миллиона миль от Земли. И он предлагает это в 1961 году когда у нас не было достаточного опыта полетов, встречи и стыковки на околоземной орбите. CAUSEY: Каждый раз, когда он выносил свою идею на обсуждение, его осаживали все говорили, что он не знает, о чем говорит. Это было очень плохо, потому что этот очень спокойный, очень сдержанный, замкнутый человек, не мог понять такого отношения. Возглавлял опозицию главный ракетный эксперт НАСА Вернер фон Браун, он всегда отдавал предпочтение большим ракетам и теперь предложил Houbolt'у прекратить лунно-стыковочное дерьмо. CAUSEY: Вернер фон Браун имел очень сильное эго, и был очень популярен в Соединенных Штатах. В Штатах его знали все, из-за его частого появления на телевидении. И он считал, очень хорошей идеей использование большой ракеты. В отчаянии Houbolt, наконец, написал прямо высшему руководству НАСА. CAUSEY: В этих письмах, доктор Houbolt писал, "Я знаю, что я выхожу за рамки, Я знаю, что меня могут уволить за то, что я пишу это письмо, но я думаю, что очень важно довести это до вашего сведения и я готов рискнуть своей карьерой в этом деле". SEAMANS: Он сказал что-то вроде "Я знаю, я может быть боль в шее и я не должен писать этого письмо" и т. д., "Но я так уверен в себе, и эта уверенность заставила написать Вам." В этих письмах к доктору Seamans говорилось, что идея стыковки на лунной орбите является единственным решением добраться до Луны. Д-р Houbolt не сказать: "Я думаю, это один из способов," или он не сказал: "Я думаю, что это лучший путь." Он сказал: "Я думаю, это единственный способ." SEAMANS: эти письма были написаны в довольно резком стиле и моей первой реакцией было: "Как бы отвязаться от этого прохиндея." Но Seamans был достаточно заинтригован чтобы рекомендовать предложения HouboIt'а по крайней мере, для более серьезного рассмотрения. это стало точкой отсчета. На встрече в июне 1962 года, призванной выработать решение, фон Браун застал всех врасплох. CAUSEY: Все собрались вместе чтобы вновь попытаться найти решение как осуществить высадку на Луну. SEAMANS: Команда фон Браун выступила с докладом, и когда они закончили, Вернер встал и сказал: "Я действительно горжусь нашей группой." Он сказал: " Это была прекрасная презентация, вы рассмотрели все очень и очень осторожно, но я вам скажу, что это не то, что я буду рекомендовать." "Я буду рекомендовать стыковку на лунной орбите." Это был такой сюрприз для всех, что даже его собственные сотрудники, несколько дней спустя, на личной встрече с ним задавали вопросы: "Почему такое решение? Что заставило вас поверить? Мы были полностью удивлены, решением в пользу лунного рендеву." С опозданием, но фон Браун признал, что это было единственным решением. А осенью 1962 года, американсие авиастроители начали соревнование за право построить так называемый лунный модуль или сокращенно LEM. Одним из претендентов была небольшая авиастроительная компания на Лонг Айленде. Grumman Corporation уже потратила время и деньги на разработку идеи посвященной лунному посадочному модулю. STOFF:: Более года, они изучали эту проблему, как добраться до луны. И потому, что они проводили изучение на свои собственные деньги и дольше, чем все другие подрядчики, они представили более детальный проект. Предложение Grumman состояло из двух различных ступеней, каждая со своим собственным двигателем. Посадочная ступень доставит астронавтов на лунную поверхность, а потом, когда они захотят вернуться, крошечный модуль стартует отдельно, оставляя громоздкую посадочную ступень на Луне вернув космонавтов на орбитальный командный модуль. Действительно понятно, что вес очень критичен, и вы захотите оставить тяжелые части на Луне. По завершении миссии, на заключительном этапе LEM тоже будет отброшен. НАСА понравилось, и в ноябре 1962 года, Grumman выиграла контракт на строительство самого сложного и необычного космического аппарата из когда-либо созданных. Но процесс занял почти два года, и Grumman могла потратить следующие пять, чтобы наверстать потерянное время. Когда Grumman приступили к детальной проработке дизайна, их ограничивал тот факт, что никто ни чего не знал о поверхности на месте посадки. Вы должны понимать, как много мы не знали в то время. эксперты утверждали, на поверхости Луны существует 10-метровый слой тончайшей пыли. Мы были чрезвычайно обеспокоены возможностью опрокидывания. По сути, мы сделали, я думаю, что-то вроде 400 различных симуляций так как мы не понимали, динамику посадки в действительности. Но самым острым вопросом был вес. Каждый фунт веса LEM, потребует 4 фунта топлива при старте с Земли. STOFF: Первоначальный дизайн Grumman представлял собой полусферу с большими стеклянными окнами, но установить эти тяжелые стеклянные окна было не возможно. Вес был слишком драгоценным, пришлось установить гораздо меньшие окна. Были так же сидения, но в невесомости или 1/6 тяжести вы действительно не нуждаетесь в них, и сидения удалили. В первоначальном варианте лунной шлюпки, не было лестницы в ней не видели необходимости. Там только 1/6 силы тяжести, что если мы просто дадим им веревку что бы она свисала из люка вниз до лунной поверхности? Они спускаются по веревке, и поднимаются обратно по ней, этим мы экономим вес. Grumman построил полномасштабный деревянный макет, астронавты пытаются спускаться по веревке, но никто не может забраться вверх по ней. Пришлось добавить лестницу. По мере развития прототипа, многое было изменено. STOFF: Астронавты пришли в Grumman проверять конструкцию, и обнаружили, что квадратный ранец за спиной астронавта не позволяет делать люк круглым. Тогда Grumman удаляет круглый люк и устанавливает вместо него, большой квадратный люк. Наконец, весной 1965, НАСА, обеспокоенное постоянными изменениями дизайна принимает один из них как окончательный.

Это был совершенно независимый корабль со своими собственными двигателями, топливом, системой жизнеобеспечения и навигационным оборудованием. В то времея некоторые, считали это чрезмерным. Они не могли знать насколько важно это будет потом.

После 2-х с половиной лет подготовки инженеры Grumman наконец начали строить то, что многие считали первым настоящим космическим кораблём. Он был построен в одном из первых в мире стерильном помещении. В невесомости, любое плавающее инородное тело, представляет опасность. Обязательное ношение хирургических Everybody's костюмов бахилы, перчатки, головные уборы. Если у вас есть борода, вы носите маску.

Они даже предпочитали людей, которые не купаются очень часто потому что они не желали отшелушивания кожи и возникающих с этим проблем. В случае обнаружения какого-либо мусора, LEM переворачивали и трясли. STOFF: В Grumman поворачивали его вверх дном и фактически спинами трясли. И каждый раз, находились различные обрывки и металлическая стружка, а то и заклепка выпадет. Все это вещи, которые вы не хотите видеть в невесомости они могут замкнуть электрические системы или их кто-то вдохнёт. Единственное что не мог делать Grummar в городской черте Лонг Айленда это опасные испытания ракетных двигателей. Для этого необходимо более уединенное место. В начале 1960 года, компания отправляется в Уайт-Сэндс в Нью-Мексико. Здесь, в центе пустыни, они построили испытательный комплекс двигателей. Лин Рэдклифф был первым менеджером. Когда я только пришел, я не знал абсолютно ничего об ракетостроении. Это почти как если бы я попал в чужую страну. LEM был оборудован двумя очень разными ракетами. Во-первых, это так называемый двигатель спуска, отправляющий LEM от командного модуля вниз к поверхности Луны. Это было совершенно новой технологией. STOFF: До этого момента в истории, никто никогда не строил ракетный двигатель с дроссельной заслонкой. Они или были включены, или отключены. Но для того чтобы высадиться на Луне, вы должны иметь дроссель для постепенного замедления корабля и совершения посадки. RADCLlFFE: Это был невероятный маневр, вы только подумайте. Вы как бы сидите на реактивной струе, неподвижно, как вертолет. И когда вы чуть-чуть, отпустите газ, то просто опуститесь на несколько метров в секунду пока не установите контакт. Этот удивительный набор требований остановит любого, кто пытается разработать ракету. Ещё одна ракета модуля, так называемый двигатель подъема, заставил Grumman потерять сон. Ему не нужна дроссельная заслонка, но он должен работать с абсолютной надежностью. Вы полностью зависите от работы этого двигателя при возращении на орбиту. Если, по любой причине, двигатель не сработает. астронавты обречены.

Чтобы сохранить его простым, были использованы так называемые самовоспламеняющиеся топлива, ракетное топливо и окислитель, которые взрываются при контакте. Не было никаких насосов и воспламенителей. Но простота далась не легко, топливо были чрезвычайно токсичным. RADCLlFFE: Мы были знакомы с тем, как выглядит окислитель когда он протекает. Большое красное облако, более чем пять частей на миллион которого при постоянном вдыхании начнут разъедать ваши легкие. Так что если у нас был разлив, и было ветренно, мы должны были оповестить полицию и эвакуировать людей. Но что на самом деле их волновало это то, что топливо было очень коррозионное. После теста, каждый двигатель приходилось восстановливать. Это означало, что окончательно собранные двигатели никогда не смогут быть проверены. RADCLlFFE: Невероятно, Эти двигатели не будут запущены для проверки на заводе. Первый запуск произойдет уже в ходе их миссии. Несовершенство невозможно. Они должны были быть совершенными. В такай ситуации, никто в Grumman никогда не будет чувствовать себя уютно. Между тем, на Лонг Айленде, инженеры столкнулись с еще одной опасностью космического полета. В космосе, освещенная сторона нагревается до 240 градусов, а теневая сторона остывает до 240 градусов ниже нуля. Нужно защитить корабль от этих температур потому, что топливные баки не должны нагреваться выше 100 градусов и охлаждаться ниже 30 градусов. Такие огромные изменения температуры могли повредить корабль. Однако Grumman не мог позволить себе тяжелые теплощиты. STOFF: К счастью, для космической программы, DuPont разработала новый материал. Это был алюминиевый Майлар (Mylar). Он был золотого цвета и его можно было наносить до 25 слоев, он был прекрасным изолятором. LEM весь был укутан в Майлар. Для многих инженеров, окончательный вид показался оскорбительным не многие понимали, что космический аппарат должен выглядеть именно так. Но в космическом вакууме корабли не нуждаются в обтекаемости. Это был один из самых необычных и невероятных летательных аппаратов из когда-либо созданных. К середине 1960-х, за четыре с небольшим года до срока, Grumman на Лонг Айленде начала обкатку первого полно-масштабного лунного модуля. В течение нескольких лет, астронавты тренировались на тренажере известном как "летающая кровать". Он имел один основной реактивный двигатель по середине, и несколько маленьких двигателей по краям, как и лунный модуль, а астронавты сидели в маленькой капсуле.

Он мог двигаться вертикально и горизонтально имитируя посадку на Луну. Тренажер был нестабилен и опасен, астронавты его ненавидели. Нил Армстронг, катапультировался из него перед тем как аппарат разбился. В какой-то момент они фактически перестали использовать его потому что гораздо безопаснее осуществить посадку на Луну чем летать на этой машине в Техасе. Она была слишком нестабильна. Сейчас, когда стал доступен окончательный вариант LEM, они могли тренироваться в реальных условиях. Он был установлен в помещении, с камерой проецирующей изображения лунной поверхности через окна. STOFF: И они могут отработать всю миссий в реальном лунном модуле. Рядом был стол где инструкторы вносили различные виды ошибок. Включается режим, что-то пошло не так и астронавтам на тренажере приходится выяснять в чем дело. И спасать миссию. Но часы тикают. Настало время завершить симуляции и отправить LEM в космос. Летом 1967, первый готовый лунный модуль была доставлена на Мыс Кеннеди. Он будет установлен на Аполлон 4, для первого беспилотного испытания в космосе. Для всех в Grumman, это казалось последним испытанием. Но это была не так. Почти сразу же все пошло плохо. STOFF: НАСА получил подарок и конечно решил его проверить. Они обнаруживают беспорядок. Они находят сотни проблем.

Что-то сделано не так, что-то установлено не так, электрические провода повреждены и могут оборваться, и, самое тревожное из всего, это утечки топлива во всей системе. Grumman, под огромным давлением графика, не удалось завершить предполётной проверки. Но НАСА не может ждать, и миссия Аполлон 4 началась без лунного модуля. Этот инцидент с первым лунным модулем привел к замешательству в комманде Grumman'а. Тогда, как Grumman бросились устранять утечки появилась вторая проблема. При испытании лунного модуля под давлением в вакуумной камере, разрушилось остекление. Там повсюду мусор. Обрывки проводов можно увидеть невооруженным глазом. Обнаружились физические отверстий в структуре. Тогда я подумал: "О, боже мой, что это. Две недели работы. Как так вышло". Пока его коллеги беспокоятся о том, почему это случилось, Rocamboli решал, что делать. Он попросил совет у НАСА. ROCAMBOLl: В NASA напомнили о критериях чистоты. Если у вас есть частицы такого размера и так много на кубический дюйм, они могут попасть в глаза астронавта. Более крупные частицы могут застрять в горле. Ещё более крупные нанесут травму. А ещё более крупные опасны для жизни. Это означало, что LEM'у требуется уборка. ROCAMBOLl: Практически нужно было пойти туда с салфетками и щётками, и очистить все вокруг протирая бумажными салфетками. Это был вызов для лаборатории качества Grumman. Но что вызвало выброс? Ошибка дизайна? Или окна были плохо подогнаны? Или повреждены при сборке? В Grumman не были уверены ни в чём. Ни одно решение не давало полной уверенности. Все окна были проверены и заменены в надежде на то, что всё будет в порядке. И, спустя шесть месяцев, Аполлон 5 доставил беспилотный лунный модуль в космос. Двенадцать месяцев спустя, Аполлон 9 поднял в космос первый пилотируемый лунный модуль. А на Аполлон 10 LEM облетел Луну в пилотируемом режиме. Настало время отправить LEM на поверхность Луны. Старт, мы стартовали. 32 минута, Аполлон 11 поднимается. -Армстронг: Понял. -Голос: Башня свободна. Армстронг: Понял. 16 июля 1969 года Аполлон 11 поднялся с мыса Кеннеди. Спустя около 72-х часов, лунный спускаемый аппарат отстыковался от командного модуля и направился к Луне. Это были решающие мгновения. Сотни тысяч человеко-часов их работа, тревоги и усилия вскоре будут подвержены главному испытанию. У меня сердце выскакивало.

ALDRlN: Высота 1600, RADCLlFFE: Приближался момент истины и это будет продолжаться только 12 минут. Я как будь-то не дышал эти 12 минут. Да так, наверное, и было. ALDRlN: 700 футов, 21 вниз, 33 градуса. В Grumman имитировали этот маневр сотни раз, но в реальности всё было иначе. Астронавты оказались над областью крупных камней. -Голос: Низкий уровень.

-Голос 2 : Низкий уровень. Голос 3: Так хорошо. Пока Армстронг искал безопасное место посадки запас топлива достиг опасно низкого уровня. Голос: Теперь буду сообщать только уровень топлива. У нас был очень маленький запас. Вы знаете, 120-секунд запаса для посадки это смешно, короче говоря. -Голос: 60. -Голос 2: 60 секунд. Голос 3: 60 секунд, GAVlN: Мы каждую секунду думали о том, сколько осталось топлива. Голос: 30 секунд. -Голос 2: 30 секунд. -Голос 3: Чуть вперед. RADCLlFFE: Прошло кажется бесконечное количество времени до того как мы услышали эти прекрасные слова о том, что Орел приземлился. LEM совершил посадку с менее чем 20-и секундным запасом топлива. Я не могу описать это словами, но попробую. Было успокоение, я думаю, что все из нас его почуствовали. RADCLlFFE: Было такое огромное облегчение что они безопасно добрались до Луны и они выдут и будут гулять по Луне, всё это так прекрасно. Среди других в Центре управления полетом был Вернер фон Браун. Д-р, Браун оглянулся и посмотрел назад, он искал кого-то. Наконец, увидев J. Houbolt'а попросил всех заткнуться и сказал: "Джон, ты был прав, Мы не были бы здесь без тебя." Но пока весь мир праздновал, инженеры из Grumman знали, что самая главная проверка была еще впереди. Выполнит ли стартовый двигатель свою работу? Данни: Оба астронавта не задумывались об этом, по существу, они собирались просто нажать кнопку. И если она работала, она работала, а если нет, то было не так много вещей, которые они могли сделать после нажатия этой кнопки. Все мои коллеги стояли в проходах, глядя на монитор вместе со мной. И это до предела накаляло ситуацию. Тот момент старта, ужасно, просто ужасно. Тревожно? Абсолютно, абсолютно, тревожно. Не возможно поверить. Как всё сработает? Мы знаем, что мы сделали все, но, Боже, это лучшая работа!

Я не думаю, что в это время кто-то даст вам 100%, что всё сработает. Голос: 9, 8, 7. Это было действительно довольно напряженно. Голос: Запуск. Он работал, как мечта. ROCAMBOLl: На более поздних аппаратах устанавливались телекамеры и мы могли видеть работу двигателя, это не походило на Сатурн 5 где вы видите пламя и он медленно поднимается вверх. Это похоже на выстрел, как вау! LEM работал безупречно и в Grumman полагали, что не произойдет ничего страшного или экстраординарного. Весной 1970, когда Аполлон 13 направлялся к Луне, Дику Вайлду позвонили среди ночи. WlLDE: Этот звонок не был ошибкой. Мы были срочно вызваны на завод поскольку взрыв на борту командого и сервисного модуля вывел из строя кислородные и электрические системы. Примерно в 200 000 миль от Земли, командный модуль остался без энергии и был повреждён. WlLDE: Когда я поехал на завод. совпадения, это было удивительно. Это был понедельник 13 Апреля 1970 и это был Аполлон 13. STOFF: Неожиданно, всё внимание оказалось приковано к Аполлону. Во всем мире люди следили за происходящим. Молились за астронавтов. Они собираются сделать это? Они собираются умиреть в космосе? Это был кошмар, Они неудержимо мчатся в космос ограниченные в топливе, электричестве и кислороде. Всё была очень серьёзно и тревожно. Из-за надвигающейся возможности потери наших астронавтов. После выхода командного модуля из строя, была только одна надежда. Экипаж перешел в лунный модуль, в котором имелись свои собственные запасы кислорода и топлива. Но что делать теперь? Узкоспециализированный двигатель лунного модуля не мог остановить их. В Центре управления полетом, проходили отчаянные заседания. Был только один возможный вариант. Использовать двигатель лунного модуля для разгона на орбите вокруг Луны, что позволило бы им безопасно вернуться на Землю. Это была огромная авантюра. WlLDE: Мы все знали, что команда находится в сложной ситуации. Такие операции раньше никогда не производились Таким образом, подспудно существовала обеспокоенность что эти усилия будут напрасны. Люди были прикованы к телевизорам и радио, следили за происходящим и, безусловно, понимали что мы могли потерять трех астронавтов. Ловелл: Главный включён. Одна минута. Мы сожгли 40%. Маневр сработал. Медленно, корабль обогнул Луну и перешел на свободную траекторию возвращения к Земле. Астронавты находились на пути домой. Голос: Хорошо, Водолей, ты прекрасно выглядишь. А хватит ли у них топлива и энергии на путешествие через четверть миллиона миль обратно на Землю? Все зависило от LEM. Он был разработан поддерживать жизнь двух человек в течение 50 часов. Теперь необходимо сохранить жизнь троим более сотни часов. Началось постепенное накопление двуокиси углерода. LEM был оборудован пакетами с гидроксидом лития, для удаления двуокиси углерода из рециркулируемого воздуха. Вновь состоялись отчаянные заседания инженеров НАСА. Существовала одна вдохновляющая возможность. Если использовать пакеты гидроксида лития из командного модуля, у них появится шанс. Но это было не так просто, как это ни звучало. WlLDE: Никто не мог предвидеть возможность использовать LEM в качестве спасательной шлюпки. И, к сожалению, литий командного модуля был упакован в квадратные картриджи, а в лунном модуле использовались круглые картриджи. Таким образом, встала проблема "Как вставить квадратный картридж в круглую канистру?" NASA предложило с помощью липкой ленты и гибких трубок от скафандра изготовить переходник. И это сработалo. Я думаю, что у всех нас было чувство напряженности в те часы которое мы не чувствовали ни до ни после. И наконец, когда корабль приблизился к Земле, астронавты столкнулись с последней задачей. Как безопасно преодолеть атмосферу Земли. Ответ состоял в возвращении в покалеченный командный модуль оборудованный тепловым экраном и, чтобы свести к минимуму трения, сбросе лунного модуля, ласково прозванного Водолей. Голос: Это Аполлон центру в Хьюстоне. На 141-ом часе 31 минуте полета, мы освободились от лунного модуля. При вхождении в атмосферу Земли, связь прервалась. RADCLlFFE: Это было ужасно тревожное время. Мы не слышали их, Радиосвязь невозможна пока они не выдут в точку, где она снова появится. Я почувствовал, как бесконечно ожидание пока парашюты Аполлона 13 не появились в поле зрения. Я думаю, была взята самая высокая точка программы потому что мы спасли астронавтов от неминуемой опасности. Она была еще более важна, в ретроспективе, чем первая посадка. Было чувство облегчения. Вы могли ощутить его, всё было действительно очень эмоционально. Лунный модуль доказал возможности далеко за пределами своего дизайн. Он спас астронавтов от невиданно ужасной смерти. RADCLlFFE: Можно подумать, что, я гордится этим, но в действительности я так не считаю. То, что я действительно чувствую это благодарность, что это произошло. Я очень благодарен, что это случилось. Для инженеров Grumman отдавших почти каждую минуту своей жизни на протяжении почти десятилетия созданию лунного модуля, это было кульминацией. Все хотели быть частью этой программы. Все были горды тем, что в программе. И это было прекрасно.

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Раньше моя жена делала для меня все, а я лишь писал.

Полковник, может, вам вызвать сюда вашу жену? >>>