Христианство в Армении

Есть для вас хорошая новость.

Но так ли всё было на самом деле? Современные научные методы позволяют по-другому увидеть эту общеизвестную легенду. Мы побываем на месте археологических раскопок в Ираке. Также мы выясним, мог ли потоп охватить всю нашу планету. И попробуем воссоздать картину событий, которые случились с Ноем. Такую, какой она могла быть в реальной истории. НОЕВ КОВЧЕГ ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ История Ноя, рассказанная в книге Бытия, случилась где-то на Ближнем Востоке около 5 тысяч лет назад. Семья Ноя состояла из трех сыновей Сима, Хама, Иафета, и их жён. Ноя называют в Библии достойнейшим человеком на свете. Он сохранил добродетель в мире, где царили грех и насилие. Ной был виноделом. Значит, на Ближнем Востоке это занятие возникло за 3 тысячи лет до нашей эры. С виноделием связаны некоторые легендарные детали из жизни Ноя. По Библии после потопа Ной насадил первый виноградник. Однако у него была одна слабость. Сделав первое вино, Ной сам начинает его неумеренно пить. Однажды ночью сыновья нашли его совершенно пьяным и без одежды. Хам и Сим заботливо укрыли наготу своего отца. Наутро Ной возмутился, что его видели голым и с похмелья проклял своих сыновей. Мы видим, что у Ноя был трудный характер, но таковы многие великие люди. Он также был хорошим верующим ведь сам Бог возложил на него важную миссию. Он возвестил Ною во сне, что покарает людей за грехи, вызвав всемирный потоп. Чтобы спасти Ноя и его семью, Бог велит построить осмолённый ковчег. Он также приказывает Ною устроить в ковчеге 3 палубы, крышу и дверь.

Самое интересное -точные указания о размерах ковчега. В тексте Библии размеры приведены в локтях. Локоть это длина мужского предплечья, то есть немного меньше полуметра. В Библии сказано, что Ковчег был в длину 300, а в ширину и высоту по 30 локтей. Это размеры современного или мегаяхты арабского шейха. При длине почти 1 40 метров, это было бы самое большое судно во всём древнем мире. Непосильный труд для одной семьи. Как можно построить такое деревянное чудовище в одиночку? Это весьма смелое предположение. Знакомый по историческим книгам и фильмам образ Ноева ковчега большое деревянное судно, набитое животными. Но этот образ возник только в Средние века. В библейские времена ничего похожего построить бы не сумели. Том Восмер, знаток судостроения, утверждает: даже в 19 веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева. Инженеры использовали металлические крепления внутри даже куда меньших по размерам судов. Главная проблема деревянного судна длиной 1 40 метров его борта просто не смогли бы выдержать его вес. В море у такого судна обшивка потрескается, возникнут течи, и оно немедленно затонет. То есть ковчегтаких размеров из-за сотни трещин по всему корпусу утонул бы также быстро, как обычный камень. Разумеется, Ной мог построить ковчег, но его размеры были бы гораздо скромнее. Встаёт другая проблема. Как он поместил в ковчег животных разных видов, каждого по паре? Считается, что на Земле 30 миллионов видов животных. Будь у Ноя целый флот ковчегов, эта задача была бы непосильной. И как он смог погрузить на борт всех животных? Он должен был их ловить? Или они сами приходили на ковчег? Это могло стать проблемой, ведь в распоряжении Ноя было не очень много времени. У Ноя было 7 дней, чтобы найти всех животных и погрузить их на ковчег. 30 миллионов видов за неделю.

Итого скорость погрузки 50 пар в секунду. А при более реалистичной скорости погрузки на это ушло бы не менее 30 лет. Поэтому напрашивается вывод, что вся история выдумана или имела место прямая помощь Божественной силы. Но истинной может оказаться третья версия. Слова о «всех животных» могли означать только особей из той местности, где жил Ной. В Книге Бытия прямо указано, каких животных должен был взять Ной. Даны предписания, какие именно животные должны попасть на борт. Это делает историю более реалистичной. Ною приказано взять 7 пар «чистых животных». Чистыми назывались те из них, которые могли приноситься в жертву Богу. В Книге Левит и во Второзаконии указано 10 чистых животных. Среди них овцы, антилопы, рогатый скот, козлы и олени. По семь пар от десяти видов. Итого 1 40 особей. Затем Ной должен взять по паре нечистых животных и птиц.

В тех же книгах их названо 30 видов или немного больше. Среди них были свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и другие существа. Итого 60 штук нечистых. Наконец, Ною приказано взять на борт 7 пар чистых птиц голубей, уток и кур. В сумме на борту корабля получаем 260 животных. Это очень мало, по сравнению с 30 миллионами. Тем более, что мы избавились от слонов, кенгуру и верблюдов! Небольшой ковчег и малое число животных делают эту часть истории реалистичнее. Но куда больше проблем создаёт следующая часть. Ной и его ковчег не имеют смысла вне контекста легенды о самом страшном событии в истории. Легенды о потопе. По Библии дождь лился, пока весь мир не был затоплен. Такая катастрофа должна была по всей Земле оставить следы однородные геологические пласты определённого вида. Известны ли геологам такие следы ужасного наводнения глобального характера? Поиски свидетельств библейского потопа, который удалось пережить лишь Ною, его семье и животным, были начаты полтора века назад. Геолог Ян Плимер искал следы катастрофы на всех континентах, но не нашел доказательств того, что она случалась. Наводнение оставило бы следы. Это был бы очень явный след, видимый во всем мире. Но нет никаких указаний на что-либо подобное. Наоборот, есть свидетельства, что ничего такого никогда не было. Отсутствие следов это лишь часть проблемы. Идея потопа перечеркивает все, что известно геологам об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в 3 раза больше, чем имеется во всех океанах. Откуда её столько взялось? Тут Библия дает исследователям некоторые подсказки. В ней сказано, что дождь шел в течение 40 дней и 40 ночей. Но для затопления всей планеты и этого было бы недостаточно. Мы знаем, сколько воды в океанах и в полярных шапках. Нам известно, сколько воды в атмосфере и в минералах. Даже если мы всё это объединим, суммарного объема всё равно недостаточно для затопления. Если это не дождь, то, что это? Библия даёт и другой ответ на этот вопрос. «Истоки бездны». В книге Бытия сказано: "Разверзлись все истоки бездны". Мог ли Великий потоп исходить из недр самой Земли? Не может быть, чтобы такой объем воды исходил из источников или гейзеров. Если бы вода в таком объеме появилась из гейзеров, то это была бы уже не вода, не океан, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Даже если потоп вызван чудом, Ною пришлось бы столкнуться с другим затруднением.

Затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много водяного пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания. А давление бы так возросло, что разрывало бы человеческие лёгкие. Есть и другая угроза. Выбросы гейзеров содержат ядовитые газы из земных глубин. Их концентрация тоже была бы смертельной для людей. Гейзеры выбрасывают сернистый газ. Люди задохнулись бы ещё до начала самого потопа. Итак, ничто на Земле не могло вызвать такой потоп. Может быть, причину надо искать в космосе? Например, кометы. Они содержат много водного льда. Однако, чтобы воды хватило затопить всю Землю, диаметр кометы должен быть почти 1500 километров. Если бы такая комета упала на Землю, все люди погибли бы ещё до начала потопа. При ударе кинетическая энергия кометы перешла бы в тепловую. Это равносильно взрыву 12 триллионов мегамегатонн тринитротолуола.

Это был бы чудовищный по силе катаклизм. Кометы содержат воду. По сути, комета это грязный лед. Попадая в плотную среду, они взрываются, вызывая сильную ударную волну. Все леса на планете были бы вырваны с корнем, вся жизнь была бы просто стёрта с лица земли. При взрыве кометы температура на Земле временно поднялась бы до 7 тысяч градусов по Цельсию. Это выше, чем даже на поверхности Солнца. Все погибнут, не успев даже подняться на борт ковчега. Ещё задолго до начала наводнения Ной, члены его семьи и все животные обратятся в уголь. Вот и конец истории? Нет, не совсем. По Библии, Ковчег причалил к горе Арарат на востоке Малой Азии. Когда вода отступила, люди и животные вышли из ковчега и повторно заселили планету. Можно ли там найти остатки ковчега? Дерево это материал, очень недолговечный перед лицом времени. На горе Арарат в поисках ковчега побывало множество экспедиций. Однако на склонах этой горы не обнаружено никаких следов его пребывания. Здесь расцветал туристический бизнес. Паломники, ученые, туристы и местные жители все хотели найти остатки судна. Полвека назад археологи нашли какие-то деревянные фрагменты в расщелине ледника на высоте четырёх километров. Однако геологам нужны веские доказательства. Дерево, из которого был построен ковчег, должно датироваться третьим тысячелетием до нашей эры. Находка этих обломков вызвала сенсацию, все заговорили про Ковчег. Однако нам известны способы датировки древесины по структуре годовых колец или радиоуглеродным методом. Древесина оказалась недостаточно старой 800 год нашей эры, через 4 тысячи лет после Ноя. Но как она попала на склоны Арарата? Дерево могли поднять туда для постройки храма. Паломничество сюда началось задолго до наших дней. Так что это дерево никак не связано с Ноем. Когда интерес к Арарату начал угасать, он подбросил людям еще один повод для сенсации. В сорок девятом году американцы вели аэрофотосъемку Арарата. Появились слухи, что лётчики засняли во льдах странный объект. ЦРУ засекретило эту информацию на десятки лет. Однако в 1995 году доступ к этим снимкам был открыт. На первый взгляд там нет ничего, похожего на корабль. Но приглядевшись внимательнее, можно увидеть тёмную массу на краю ледника. Её длина примерно 1 40 метров, а это точный размер ковчега. Эта аномалия долго будоражила умы охотников за ковчегом. Однако геологи объявили неубедительными и эти снимки. Качество изображения очень низкое. Невозможно сказать, ковчег это или что-то другое. Нельзя даже сказать, реальные ли это образования на скале или на льду, или это просто тень. Так что подобное плохое изображение ничего не доказывает. Следующая сенсация родилась в двухтысячном году, когда склоны горы сняли со спутника. На этих снимках можно видеть нечто, похожее по корабль. Но для Яна Плимера это всего лишь природный объект. Вот прекрасный снимок. Не сравнить с размытой фотографией из ЦРУ. Но и здесь нет ничего странного. Это всего лишь складка сползающего ледника. В любом случае, по мнению геологов, ковчег не мог столько времени остаться вмороженным в лед. Ледник движется и сносит все вмёрзшие в него предметы по склонам Арарата вниз, к основанию. Так было бы и с обломками ковчега. Они постепенно смещались бы вниз вместе со льдом, и через какое-то время их бы нашли. Доски или камни. Кроме кусков дерева и фотографий есть и другие свидетельства находки ковчега. Однако у специалиста по Библии, филолога Ллойда Бейли, все они вызывают сомнения. Искатели Ковчега приводят множество доказательств, что он лежит на Арарате. Однако с авторами таких снимков нельзя связаться. В газетах называют их имена, но сами они бесследно исчезают. Всё это делается с целью уже в наши дни подтвердить легенду. Люди не могут жить без сенсаций. Они не могут поверить скучным фактам: на горе нет никакого судна, и, скорее всего, никогда и не было. Увы, история Ноя с точки зрения науки не является достоверной. Возможно, она и не должна была быть достоверной? Изучив язык рассказа о потопе и Ное, филологи пришли к выводу, что он написан в 6 веке до нашей эры. Его вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне, на территории нынешнего Ирака. Возможно, именно они сочинили притчу о том, как Бог однажды наказал грешных людей. Но каждая такой притча содержит долю истины. Может быть, история Ноя является приукрашенным переложением неких реальных событий. 150 лет назад археологи сделали на территории Ирака открытие, проливающее свет на историю о библейском Ное, потопе и ковчеге. В 1851 году англичанин Генри Лейярд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Он сделал важное открытие, нашёл сотни клинописных табличек всех форм и размеров. В них-то и следовало искать истоки легенды о Ное. Однако сам сэр Генри был не в силах прочитать записи древних вавилонян. Он отправил таблички в Британский музей, где с ними могли работать ученые. Однако, персонал музея не догадывался о важности табличек. Они лежали в запасниках до 1872 года, пока их не нашёл сотрудник музея Джордж Смит. Сегодня департаментом, в котором работал Смит, руководит доктор Ирвинг Финкель. Смит верил в интуицию, он смотрел на тексты и сразу выдвигал теорию, какую информацию они содержат. Равных ему в этом смысле не было. Он не был филологом, плохо знал древние языки, работал со словарями. Но он мог увидеть кусок обожженной глины и заявить, будто знает, что там написано. Он не задумываясь связал таблички с историей о потопе.

Главной идеей Джорджа Смита была история о наводнении, якобы являвшаяся частью Эпоса о Гильгамеше. Смит сперва даже не понял, что придумал. Когда он сам понял, что сказал, то стал невменяемым. Он кинул табличку на рабочий стол, схватился руками за голову и начал издавать забавные звуки, а затем в восторге сорвал с себя одежду и кидал ее в воздух. Он сообразил, что связал древний документ с Библейской истории, которую знал каждый человек. Это привело его в восторг, граничащий с безумием. Он нашёл параллели между рассказами о Гильгамеше и Ное. «Решили великие боги устроить потоп» «Построй корабль» «Принеси на корабль семя всех живых существ» У Финкеля есть объяснение, почему Смиттак странно вел себя в тот день. Восторг вызывал у него некое подобие помешательства. Я читал материалы по истории эпилепсии, там описано такое же поведение, вплоть до диких криков и раздевания. Это предшествует самому эпилептическому припадку. Наверное, озарение Смита вызвало наступление припадка; это был эмоциональный всплеск. Потом на территории Ирака нашли много других свидетельств. Итак, библейское наводнение произошло в Месопотамии, где родились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Истории о наводнении носили разные названия и много раз переписывались. Но в их основе лежал общий текст, написанный 5 тысяч лет назад. В нём рассказывалось о разрушительном потопе. Возможно, описанная в Библии история произошла в Мессапотамии. На это указывает их близость есть бог, желающий покарать людей и вызывающий великий потоп; есть семья, выжившая на борту корабля; есть животные, которые достигают берега и заново населяют землю. Недавно найден текст Атра-хазис, написанный задолго до Эпоса о Гильгамеше. Учёный Алан Миллард заявил, что нашёл его при разборе табличек Британского музея. Он уверяет, что Библия на самом деле ничего и не говорит о Всемирном потопе. На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что речь шла не обо всей планете, а об одной стране. Я уверен, что там описано наводнение местного характера. Эти вариации легенды о Ное открыли перед учеными перспективы новых диссертаций. Может быть, потоп действительно был? Но не глобальный, а местный, в Месопотамии? В 1930 году археологи вернулись в Ирак, чтобы проверить это. В 1931 году группа ученых во главе с Леонардом Вулли и его женой Кэтрин раскопала руины древнего города Ура.

Семью Вулли сопровождали друзья: Лоуренс Аравийский и известная писательница Агата Кристи.

Они сочинили книгу о находках экспедиции и о событиях, которые произошли 5 тысяч лет назад, во времена, когда родилась история Ноя. Однажды рабочие нашли слой грунта, который мог быть принесен в эти места только водой. После изучения слоя учёные сообразили: это действительно речной грунт. И в наши дни на территории Ирака часто бывают наводнения. Но тот потоп по масштабам превзошёл все предыдущие. В ходе раскопок древних городов стало ясно, что 5 тысяч лет назад минимум 3 месопотамских города были разрушены разливом рек. Леонарду Вулли и его жене повезло. Они нашли следы сильнейшего наводнения. Это доказательство, связавшее вымысел и реальные факты, бывшие основой библейского и вавилонского эпосов. Переписывая текст этой истории, шумеры наверняка украсили его другими мотивами и мистикой. Однако в нем сохранилось много деталей, позволяющих даже сегодня восстановить всю картину событий. Всю эту историю придётся написать заново. Придётся отказаться и от истории об огромном ковчеге, и от всемирного потопа, и от числа животных на борту, и от высадки на горе Арарат. Главное, надо отказаться от привычного библейскогого образа Ноя, исторический прототип которого был совсем другим человеком. По археологическим данным история Ноя началась в Шумере в древнем государстве на территории нынешнего Ирака. Конкретно, она могла начаться в городе по имени Шуруппак. Этот город был центром древней цивилизации. Именно местные шумеры изобрели письмо, колесо и систему счёта. Это легло в основу шумерской культуры, успевшей сложиться к моменту страшного наводнения. Сам Ной вовсе не был бородатым старцем в библейских одеждах. Вообразите жителя Шумера с бритой головой, с накрашенными бровями и даже носившего юбку! Как жил этот человек? В Эпосе о Гильгамеше говорится, что у него были и золото, и серебро. 5 тысяч лет назад их использовали в расчётах самые богатые торговцы. Значит, Ной был не простым виноделом. Вместо библейского ковчега шумерский Ной имел, наверное, большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки зерна, пива и скота. Торговые центры страны лежали по берегам рек Тигра и Ефрата. Было дешевле возить товары по воде, чем караванами по пустыне.

И всё-таки интересно, каких же размеров была баржа Ноя? Для коротких плаваний шумеры пользовались маленькими каноэ, четырёхметровыми лодками.

Но торговые суда были значительно крупнее. Конечно, торговцы хотели строить как можно большие баржи. Основным препятствием была нехватка технического опыта. Пока что учёные не нашли точных описаний шумерских судов. Поэтому они просто прикинули предельно возможный размер таких кораблей для этого времени. Можно было бы так же связывать лодки друг с другом. Специалист по древним судам Том Восмер думает, что нашёл подсказку в Эпосе о Гильгамеше. Там говорится, что лодка была разделена на секции. Большие суда могли строить по типу понтонов.

Несколько речных барж стягивались воедино при помощи канатов или крепёжных брусьев, а наверху такой конструкции находился дом владельца судна. Эту схему я придумал сам, но в то время она могла быть реальной. Раз мы решили, что ковчег был обычным грузовым судном, легко придумать, чем Ной его загрузил. Забудем о животных, попарно всходящих на борт ковчега. Наш Ной погрузил пиво, зерно и, тех же животных, но для продажи. Даже богатый торговец не мог построить такое судно в тайне. По вавилонским источникам, Ною помогало не только его богатство. Есть версия, что Ной был главой города Шуруппак. Но даже он не стоял выше закона. Если бы торговец не сумел получить прибыль, это означало бы как личную, так и финансовую катастрофу, независимо от социального статуса. В Шумере обращали в рабство всякого, кто не платил по долгам, включая и вождей. Какую роль сыграло наводнение? Вероятнее всего, Ной просто оказался заложником природной стихии. Кое-где Евфрат судоходен только по высокой воде. Надо было рассчитать время отплытия. Оно должно было совпасть с половодьем. Таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Был некий риск. Если бы над Шуруппаком в это время года разразилась буря, то полноводная река превратилась бы в неуправляемую стихию, став причиной наводнения. Но обычно в июле в этих местах редко бывают дожди.

Подобные природные катастрофы и наводнения происходят здесь в среднем один раз в тысячу лет. Поэтому подобное событие отражалось в летописях. Если буря совпала по времени с периодом таяния снегов в горах, то воды Евфрата могли затопить всю месопотамскую равнину. В Библии сказано, что дождь лил 40 дней. Вавилоняне пишут только о 7 днях. Но каждый из этих дней представлял собой реальную угрозу жизни людей. Потеряв большую часть груза, баржа Ноя оказалась среди бушующих волн Евфрата. Если верить легендам, наутро Ной и его близкие не смогли увидеть землю. Затопленная область простиралась на десятки километров. После бури Ной и члены его семьи дрейфовали на барже по течению, ожидая, когда их вынесет на речную мель. Но трудности только начались. Поскольку люди не могли увидеть сушу в течение семи дней, в тексте Библии делается заключение, что потоп охватил весь мир. Но этому есть и другое объяснение. Семья Ноя думала, что их судно носит по разлившимся водам реки Евфрат. Несмотря на всё буйство штормов, они не боялись погибнуть от жажды. Однако вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой. Дело в том, что ковчег Ноя плыл уже не по реке Евфрат. Если рассчитать курс баржи по затопленной равнине, то очевидно: её могло вынести в Персидский залив. Вавилонский текст говорит, что Ной осматривал морской горизонт. Неизвестно, как долго Ной и его семья плавали по Персидскому заливу. В Библии упомянут год, вавилонские таблички говорят о семи днях. Главной проблемой Ноя была солёная вода за бортом. Что же пили люди на борту баржи? При отсутствии дождя и речной воды им оставалось пить пиво, запасённое в трюмах для торговли. Пиво лучшая замена воде. В этих местах его варили с незапамятных времён. В основном пиво состоит из воды, в нем много полезных и питательных веществ. Люди, пьющие пиво, никогда не страдают от обезвоживания. Одним из эпизодов истории Ноя является его спасение на горе Арарат. Однако, если забыть о всемирном потопе, баржа не могла там оказаться. Арарат лежит к северу от Шуруппака. А баржа дрейфует на тысячу километров к югу по Евфрату и попадает в Персидский залив. В Библии после истории с потопом повесть про Ноя сразу кончается. А шумерские тексты показывают, что приключение было далеко от завершения. Во многих источниках говорится, что после всего этого Ной был свергнут с поста городского главы и позорно изгнан. Можно сделать вывод, что по каким-то причинам Ной не смог вернуться в Шуррупак, боясь подвергнуться смертельной опасности. Самым разумным объяснением этого является то, что кредиторы Ноя пережили наводнение и потребовали возврата своих денег.

По законам Шумера, Ной мог быть за долги обращен в рабство. Поэтому он решил навсегда покинуть страну, чтобы избежать преследования. Конец жизни Ноя остается тайной. На одной из табличек написано, что он провел остаток дней в земле по имени Дилмун. Так древние шумеры называли остров Бахрейн. Именно тут он мог найти последний покой. В текстах сказано, что боги подарили Ною новую землю. Это должно было быть благодатное место, где он мог жить, не тратя времени на работу и наслаждаясь праздностью. Если это так, то остров Бахрейн может хранить весьма необычный секрет. На острове находятся тысячи небольших могильных холмов. Лишь некоторые из них раскопаны и изучены. Многие из находок относятся ко временам шумеров. Возможно, где-то здесь находится могила, где покоится великий Ной. Постепенно история об этом необычном путешествии легла в основу одной из шумерских легенд. В неё добавилось множество мифических подробностей. В дальнейшем текст неоднократно копировался и переписывался, в него вносились всё новые изменения. Две тысячи лет спустя один из этих текстов, хранившийся в библиотеке Вавилона, прочитали священники, писавшие текст Торы. Изучив эту историю, они нашли в ней важную мораль. Если люди нарушают Богоданные законы, они платят за это страшную цену.

Иллюстрацией к этой морали стала одна из популярных в то время легенд. Но сейчас мы можем домыслить здесь обычного человека, обычное судно и вполне реальное приключение.

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Тогда чего же ты ждал целый год, засранец!

Извините, я просто с трудом схожусь с новыми людьми. >>>