Христианство в Армении

В какой еще стране есть такое небо?

ВЕЛИКАЯ МЕЧТА дабы уменьшить выбросы газов, создающих парниковый эффект". Враг это глобальное потепление, и он хочет, чтобы и вся остальная страна последовала за ним в этой борьбе. "Калифорния совсем небольшое пятнышко на глобусе, едва различимое, но сила влияния, которой мы располагаем на весь остальной мир, делает нас равными целому континенту". Он планирует резко сократить выбросы углекислого газа в Калифорнии действием, которое может повлиять на работу людей, на их дома, даже на машины, на которых они ездят. Он пообещал, что никто не пострадает, но некоторые думают, что он ведёт штат к катастрофе. "Если бы было решено радикально отрубить энергию в одном отдельно взятом штате, экономика этого штата просто рухнула бы". План дерзок: спроектировать абсолютно новый энергетический ландшафт с тысячью новых ветряных турбин, солнечными батареями и зелёной промышленностью. Он даже покушается на машины там, где машины это всё. Сможет ли Калифорния послужить моделью для национальной энергетической политики, или риски слишком велики? ВИДЖАЙ ВАЙТИСВАРАН: "Вопрос не в том, что Калифорния играет с энергетической политикой. Вопрос в рисках. И самый большой риск, на мой взгляд, это риск бездействия перед лицом изменения климата". "Большая Энергетическая Игра", далее в программе NOVA. Перевод субтитров: LIsok Калифорния. Здесь живёт 38 млн. человек. Это самый населённый штат и восьмая по величине экономика планеты. Но Калифорния подвергается риску того, что многие считают первыми признаками влияния. глобального потепления.

В последние 10 лет Калифорнию иссушили засухи и опалили лесные пожары. Аномальная погода сломала дома и разрушила жизни. "Пламя достигало 30 метров в высоту раздуваясь вдоль дороги в обоих направлениях". Я говорил тебе сматываться! Тебе нужно сматываться прямо сейчас! И тем не менее никто не может с уверенностью утверждать, что всему виной глобальное потепление. Вниз по улице прошло много грязи. Стена грязи. эксперты по климату предсказывают, что в будущем может быть ещё больше таких экстремальных погодных явлений, из-за увеличения выбросов парниковых газов, особенно углекислого газа, выбрасываемого при сжигании таких энергоносителей как уголь для электричества и бензин для машин. Это газ без запаха, без цвета, который улавливает тепло в земной атмосфере. Большинство учёных говорят, что это излишнее тепло нарушит планетарный климат. СТИВЕН ЧУ: "СО2 аккумулируется в атмосфере быстрее, чем мы думали. И теперь мы выходим за рамки наихудших сценариев, что касается влияния углекислого газа и на изменение климата, и на глобальное потепление, но ещё и в скорости, с которой мы туда движемся".

И предсказанное влияние на изменение климата кажется особенно зловещим именно в Калифорнии: на 50% увеличилась частота вызываемых засухой лесных пожаров; резко повысился уровень тепловых волн и связанной с ним смертности; миллионам акров прибрежных земель угрожает поднимающийся уровень моря; и резко уменьшается уровень снежного покрова Сьерры главного источника воды для городов и ферм Калифорнии. Но у Калифорнии есть то, чего нет у других штатов: её губернатор Арнольд Шварценеггер, когда-то Терминатор, а теперь борец за охрану окружающей среды. До свидания. детка. (исп.) "Итак, что мы имеем: Мы знаем, что существует глобальное потепление, изменение климата, и мы знаем, что это мы его и создаём. То есть, самые уважаемые учёные ясно это показали. Тысячи учёных ясно это показали".

Бывший Мистер Вселенная, икона кинофильмов, его образ не очень стыкуется с человеком, преданным идее защиты чего-нибудь. "Действие, действие, действие". Но сегодня Арнольд Шварценеггер отвечает за одну из самых фантастических, некоторые даже сказали бы радикальных, программ по защите окружающей среды в мире нацеленных на поворот в обратную сторону климатических изменений. "Не теряйте надежды. Я не верю, что конец света и катастрофа это единственный исход. Калифорния мобилизует свои технологические, финансовые и политические силы на борьбу с глобальными климатическими изменениями. Спасибо большое. Спасибо". "В своём сердце я ношу желание и у меня есть запал, чтобы сделать что-нибудь для охраны окружающей среды". Более ста лет выбросы парниковых газов неумолимо увеличивались.

Новые меры Шверценеггера, названные АВ 32, призваны остановить это и повернуть вспять. Он хочет снизить предсказываемые выбросы на 30% к 2020 году, повернув часовую стрелку назад, к уровню 1990 года. К 2050 году он хочет дальнейшего снижения на 80%. Это сократит выбросы до уровня, не виданного с начала 20 века. Эти цели, по словам большинства учёных, должны быть поддержаны всем миром, дабы избежать ещё худшего влияния глобального потепления.

Те же цели были предложены и Президентом Обамой. Глубокая надежда губернатора заключается в том, что он продвигает план, которому последуют остальная страна и по сути весь мир. "Я знал, что мы не должны относиться к этому, как наше место маленькое и это всё, что мы можем сделать, нет, у нас есть сила, чтобы подтолкнуть страну, Соединённые Штаты, и весь мир вперёд". Меры Шварценеггера АВ 32 могут повлиять практически на все аспекты человеческой жизни. По меньшей мере 15% запланированного им снижения выбросов связано с эффективностью жилищного и промышленного строительства. Другие 15% придут из изменений в способе производства энергии. А 33% одна треть придёт от резкого снижения выхлопных газов машин. Остальное будет обеспечено такими мерами, как улавливание СО2 в большой индустрии и посадки новых лесных массивов для поглощения углекислого газа. Шварценеггер поставил самого себя и Калифорнию непосредственно в центр дебатов, бушующих по всему земному шару. Можно ли повернуть вспять глобальное потепление, не нанося вред экономике? Губернатор обещает, что можно. Верьте мне. Я говорил с людьми, когда баллотировался на губернатора, я сказал: "Мы собираемся защитить экономику и окружающую среду одновременно. Ничем жертвовать мы здесь не будем". Но есть множество людей, которые ему не верят.

Они говорят, что народ Калифорнии заплатит свою цену за его зелёную революцию; губернатор не только не спасёт штат, он его разрушит. МАРЛО ЛЬЮИС, МЛ.: "Цены на энергию подскочат. В этом нет никакого сомнения. Можете положить это в банк.

Я предсказываю, что если мы примем нормы АВ 32, в несколько ближайших лет по мере того, как растущие цены на энергию начнут себя проявлять, вы увидите, как улетучивается работа и как улетучиваются капиталы из Калифорнии". Нынешний экономический климат делает этот выход весьма вероятным. За последний год штат лишил прав более полумиллиона предприятий, потерял более 100 тысяч рабочих мест и объявил о критическом финансовом положении. ЧАК ДеВОР член законодательного собрания Калифорнии. "Он наносит вред калифорнийцам. Бедность и работа это большие проблемы.

выбросы парниковых газов на данный момент это проблема сугубо теоретическая. Поставить еду на стол и иметь крышу над головой вот самые безотлагательные проблемы". И в этом весь вопрос. Шварценеггер говорит, что можно быть зелёным и процветающим. Его критики заявляют, что это невозможно. В то время, как новая Вашингтонская администрация выстраивает национальную энергетическую политику, все взоры прикованы к Калифорнии. Итак, насколько велика ставка в этой игре? Губернатор начал с огромным преимуществом: сам народ Калифорнии. такие люди как Эд Бегли младший. Я еду в продуктовый магазин на моём гибридном электрическом велосипеде. Я могу крутить педали, а могу просто нажать здесь тормоз. Эд Бегли идеал современного калифорнийца. Сознающий энергетические проблемы, осведомлённый в экологии и, подобно губернатору, звезда кино. "Когда я впервые испробовал солнечные фотоэлектрические устройства в 1990 году, я поместил себе на крыше примерно 1000 ватт, и оно отлично работало, поэтому я решил попробовать ещё. Я поставил ещё 1000 ватт, а потом ещё 1000 ватт. Но часто бывает, что солнце не светит, и дует ветер. Тогда можно получить немалое количество энергии с помощью ветряных турбин. Это прекрасное сочетание солнечной энергии и чистой энергии ветра". Его пример вдохновил его немного конкурирующего соседа пойти по тому же пути. Билл Най, хорошо известный как Учёный Парень, проводит своё свободное время, озеленяя свой дом Студио Сити любыми доступными ему способами. Вот, это гибридная машина. То есть, я могу проехать 72 км на 4 литрах бензина. Это классная машина. Но у Бегли все машины электрические все электрические, ноль выхлопов.

И заряжает он их с помощью своих солнечных панелей. Я следую за тобой, Бегли. Следую за тобой! Это моя дождевая бочка. Это мой солнечный резервуар горячей воды. Это северная сторона моей системы солнечных панелей. Я собрал 4 киловатта. У Эда 6. Это совершенно новый путь сосуществования с соседями. Вот Бегли поставил ветряную турбину. А у меня нет. Знаете, почему? Ну, жду выполнения заказа. Каждый дом, даже дома Бегли и Найя, должны потреблять какое-то количество энергии. Помните, цель губернатора по меньшей мере на 15% сократить выбросы газов, улучшив энергетическую эффективность частных домов и промышленных зданий. Вы хотите самый энергосберегающий холодильник, такую же микроволновку, такую же плиту. В теории чем эффективнее ваш дом, тем меньше энергии вам нужно. А это означает меньше углекислого газа в атмосфере. Один из самых серьёзных ударов по чужому самолюбию компактное флюоресцентное освещение. Думаю, Билл Най пока не имеет компактного флюоресцентного освещения с регулируемой яркостью. Я ещё проверю, но по-моему я его опередил, в который раз в этой ключевой области. С регулируемой яркостью. Прости, Билл. Это дружеское соревнование касается не только социальной ответственности, это ещё и деньги в их карманах. Я сделал это ради спасения Земли. Я сделал это из-за Первого Дня Земли. Я сделал это по разным причинам. Я наскоро изучил первый год, я сэкономил деньги, занимаясь этим дешёвым и лёгким делом. Бегли и Най вовсе не исключения. Калифорния один из самых энергетически эффективных штатов во всех США. На самом деле за более, чем 35 лет потребление электричества на душу населения взлетело на 50%, но в Калифорнии взлёта не произошло. Вопрос теперь насколько далеко это может зайти? Потому что одно ясно, когда видишь, что сделали Бегли и Най. Это 3 тысячи $. Это стоит кучу денег. Я просто делаю всё, что могу, что могу себе позволить, вот и всё. Но чтобы достичь целей губернатора для 2020 года в отношении снижения выбросов, большинству людей не придётся прибегать к таким крайностям. Герметизация труб и окон, повышение изоляции и замена ламп накаливания этого будет вполне достаточно. Энергетическая Комиссия Калифорнии сообщает, что полная стоимость типичного домохозяйства будет составлять не больше 1,5 тысяч $. Примерно 70% целевой эффективности будет достигнуто в промышленном хозяйстве. В прошлом эффективность являлась безопасным вложением с гарантированной отдачей. За последние 35 лет усовершенствования в эффективности сэкономили калифорнийцам более 50 миллиардов $. Но как насчёт людей, которым недоступны даже минимальные усовершенствования? Таких людей, как большинство живущих в Ричмонде, штате Калифорния. ВЭН ДЖОНС: Это Ричмонд, Калифорния. Здесь живут крайне малообеспеченные люди. Здесь, знаете, преступность, насилие. Сильная экономическая безысходность. Здесь, знаете ли, невозможно соседство с отношениями типа: "А давайте-ка спасать полярных медведей". Здесь, знаете ли, вас не поймут. Вэн ДЖОНС активист охраны окружающей среды. Сегодня он в Ричмонде, низко доходной области между Сан Франциско и Сакраменто, и он наблюдает одну базовую проблему: ни люди, ни бизнес здесь просто не имеют денег, чтобы покупать энергосберегающие материалы. Знаете, когда у вас бизнес, как этот. Я вам гарантирую, что у них.

старый холодильник, который потребляет слишком много энергии. Я вам гарантирую, знаете ли, что эти окна дают утечку слишком большому количеству энергии. Наверняка, примерно 30-40% усовершенствований можно было бы тут произвести. Если бы во всём этом малом бизнесе такое сделать, можно было бы получить немалую разницу. Но они не могут себе этого позволить. Вилли Мэй Пейн прекрасно понимает, что он имеет в виду. У неё есть все стимулы беречь энергию. Эти негерметичные оконные рамы обходятся ей слишком дорого в смысле потерянного тепла. У меня очень большие счета за энергию. Доходят примерно до 250 $ в месяц и больше, особенно зимой.

Но она зажата в классических тисках бедности. Ей нужно сэкономить денег, чтобы усовершенствовать свои окна, но пока она не усовершенствует свои окна, она не может сэкономить денег.

Люди вроде меня, живущие в старых домах и дворах, как эти, хотели бы сделать что-нибудь лучшее для себя. Я могу говорить за себя. Лично я обязательно поменяла бы мои окна и сделала всё необходимое, чтобы здесь стало лучше. Однако в финансовом плане мне это не под силу, также как и большинству моих соседей. Вот тут надежды губернатора на экономию в жилищном секторе могут не оправдаться. 12 миллионов малообеспеченных людей проживает в штате Калифорния. Без вовлечения их в процесс Джонс предупреждает о том, что весь план может пойти насмарку. Мы не можем бороться с глобальным потеплением без герметизации миллионов и миллионов зданий. Калифорния потерпит неудачу, если не вовлечёт большую часть штата. А большинство жителей этого штата это цветные люди, с низкими доходами, работающие люди, которым прямо сейчас совсем не до этого. Им кажется, что это повестка дня экологической элиты, может быть, Голливудской тусовки. Большинству населённых пунктов, таких как Ричмонд, это даже не интересно. Но в ближайшие 12 лет губернатор планирует субсидировать усовершенствования эффективности для практически всех малообеспеченных домохозяйств в Калифорнии на уровне 4 млрд. долларов. Это означает, что он сможет достичь своей цели в 15% к 2020 году, хотя и дорогой ценой. Но чтобы достичь долгосрочную цель 2050 года по 80% снижению выбросов углекислого газа, сумма субсидий окажется намного большей. Только если не придёт революция из места, подобного этому: Национальной Лаборатории Калифорнии имени Лоуренса Беркли. NOVA взяла интервью у назначенного Президентом Обамой министром энергетики Стивена Чу, во времена, когда он ещё был директором этой лаборатории. Это чудесно, что Калифорния это целый штат, вовлечёенный в проблему изменения климата. Калифорния за несколько последних десятилетий показала настоящую ведущую роль в энергосбережении. И эта лаборатория стала первым учреждением по рациональному использованию энергоресурсов в середине 1970-х годов и позже. Тройные окна с изоляцией и энергосберегающим покрытием, автоматические шторы, программы модулирования естественного освещения, разработки пассивных систем охлаждения все эти новые технологические предложения дают надежду, что Калифорния сможет достичь своих решительных целей по энергосбережению. Наличие этих очень решительных целей является очень хорошим стимулом. У меня лаборатория, полная учёных, которые верят в эти цели и хотят их добиваться. Но внедрение этих нововведений займёт много лет. А пока, в ближайшие 12 лет, чтобы рационализировать потребление энергии домами и промышленными зданиями, калифорнийцам придётся выложить сумму почти 50 млрд. долларов, хотя и вероятная отдача может оказаться даже больше. Но ещё большая проблема откуда энергия для всей Калифорнии придёт первым делом. Губернатор хочет получить 15% снижения выбросов при производстве электроэнергии к 2020 году. С ненасытными потребностями Калифорнии в электроэнергии, возможно ли это? Всё, чем занимается Калифорния, это: блеск, гламур, богатство, малый и крупный бизнес, высокие технологии всё это пожирает энергию. Энергия это источник жизненной силы для экономики, и электричество в частности, и она становится всё более важной по мере нашего дальнейшего поступательного движения в Век Информации, цифровой экономики. Это всё работает уже на электронах. Эти электроны отгружаются по всему штату комплексом проводных сетей и линий электропередач, известных как "Энергетическая сеть". Она управляется из Центральных Командных пунктов, подобных этому, в Роузмиде, штат Калифорния. Здесь инженеры собирают электроэнергию от разных источников и направляют её туда, куда нужно. Но если электричество поступает от сожжения горючих полезных ископаемых, таких как уголь, неизбежным становится побочный продукт в виде углекислого газа. Причина в том, что, как и любое ископаемое топливо, уголь состоит из углеводородов длинных цепочек атомов водорода и углерода. При сгорании углерод отделяется от водорода и соединяется с кислородом в форму двуокиси углерода. Чем больше углерода, тем больше образуется углекислого газа. А в угле углерода больше, чем в любом другом ископаемом горючем. Поэтому тут губернатор действует энергичнее всего. Сейчас на угле производится 16% всего электричества Калифорнии.

Он планирует всё это отправить на свалку и заменить по большей части возобновляемыми источниками энергии. Такими, как энергия ветра и солнца, неисчерпаемыми источниками, и при этом прямо не производящими ни одной молекулы СО2. Непосредственно сейчас Калифорния получает 12% энергии от возобновляемых источников. Губернатор планирует увеличить её до 20% всего за 2 года. ШВАРЦЕНЕГГЕР: "Позвольте сказать вам следующее. Мы можем поставить перед собой цель по возобновляемым источникам и достичь её с лёгкостью к 2010 году". К 2020 году он надеется достичь 33 %. Чтобы это стало возможным, существуют амбициозные планы поставить солнечные батареи на миллион крыш и на 1500 акров промышленных зданий. Но в отличие от усовершенствований по энергосбережению, солнечные батареи недоступны большинству домовладельцев. "Что-то они запылились". Даже несмотря на налоговые скидки, Билл Най потратил 32 тысячи $. Самые заметные возобновляемые источники энергии являются и самыми дорогими. И 1 млн. солнечных крыш даст только 1 % необходимого снижения выбросов. А вот как солнечная энергия может производить энергию на уровне электростанции. Так называемые солнечные тепловые установки огромные участки с зеркалами фокусируют солнечные лучи на трубах с движущимся маслом, создавая потоки. Но чтобы солнечное тепло стало реальным игроком, необходимо построить в Калифорнии с десяток таких вот электростанций. А пока у штата есть только одна такая действующая станция. Губернатор по-прежнему возлагает большие надежды на возобновляемую энергию. И нет сомнений, что в отношении солнца и ветра Калифорния благословенна. Перевал Техачапи на краю пустыни Мохави это памятник возобновляемой энергии. Здесь установлено более 3 тысяч ветряных турбин, а планы строительства солнечных теплоэлектростанций уже на пути реализации. ДЭНИЭЛ КЭММЕН: Места, подобные этому, это исключительные источники. Здесь есть солнечная энергия. Здесь есть энергия ветра. Есть возможности и пространство для инвестиций в большие проекты. И самое замечательное, что такие места высокогорные пустыни в действительности потрясающие места, дающие возможность начать чистую энергетическую революцию. Ветряные турбины работают, раскручивая вал, расположенный сразу за широкими лопастями. Главный вал крутит коробку привода, который через зубчатый механизм передаёт скорость генератору, производящему электроэнергию. Основное правило: чем длиннее лопасти, тем больше производимая энергия. Поэтому много надежд возлагается на новое поколение супер-больших турбин.

Технологии развиваются кардинальными темпами. Ветряные турбины, которые устанавливаются сейчас, намного больше, но при этом дешевле и надёжнее. То, что сейчас происходит, это второе мощное рождение промышленности. На некоторых подобных территориях это становится недорогим способом производства энергии. В Техачапи компания "Oak Creek Energy" установила первые 1,5 тысячи турбин, которые могут заменить мощность 9 угольных электростанций, ЕСЛИ будут решены кое-какие проблемы. Перевал Техачапи располагается в 130 км от Лос Анджелеса. Для соединения с городом потребуются длинные линии электропередач, и многие люди возражают против этого. ШВАРЦЕНЕГГЕР: "И есть экологи, которые заявляют, нам бы понравилось, если бы вы построили электростанции в пустыне Мохави. Но как только речь заходит о строительстве линий электропередач, чтобы включить их в электросеть Это просто с ума сойти когда экологические нормы сдерживают экологический прогресс. Именно от этого мы сейчас страдаем". 6 лет заняло получить разрешение соединить эти новые турбины с Лос Анджелесом, и провода ещё не проведены. С такой скоростью продвижения вперёд губернатору будет очень непросто достичь своей цели по возобновляемым источникам 33% к 2020 году. Но это не единственная проблема. Уголь можно жечь для получения энергии, когда угодно. Но что делать, если солнце не светит, а ветер не дует?

Возобновляемые источники это не просто "Мы сделаем их решением всех проблем". Есть и проблемы. Одна из серьёзных проблем в том, особенно в случае солнца и ветра, что они непостоянны. Они бывают не всё время, иногда их вообще не бывает, и в этом нет логики. Это нельзя предсказать. Но менеджерам энергосети придётся предсказывать это.

Им необходимы мощности на заказ, и когда они не могут получить их, возникает тревожное видение. (siren wailing) Через несколько минут после прекращения подачи электроэнергии в Алисо Виехо, всё огласилось визгом шин и звуками бьющихся машин. С изнашиванием энергосети и нехваткой запасных мощностей, отключения электроэнергии мучают Калифорнию уже много лет. Мы говорим о 15, 30, 50 км от центра Лос Анджелеса где люди остались без электричества. Мы не можем добраться до компьютера. Мы не можем отдать распоряжения. Мы не можем позвонить доктору о рецепте. Чтобы исключить риск отключения электроэнергии, по мере того, как возобновляемая энергия вырастет до 20%, неизбежно придётся развивать экономически выгодные технологии по запасанию электроэнергии. С возобновляемыми источниками энергии мы не знаем, как делать запасы. Если мы хотим получать 20%, 30% нашей электроэнергии от различных источников, например, энергии солнца и ветра, нам нужно решить проблему хранения электроэнергии. Существует запасной план: построить новые электростанции на природном газе. 45% электричества штата производится на природном газе, но природный газ тоже выбрасывает СО2, примерно половину того, что уголь. Если бы штат построил больше таких электростанций, это продолжило бы выбросы ещё на десятилетия, а также скомпрометировало бы дальнейшее развитие возобновляемых источников. Поэтому у губернатора в голове другая идея. ШВАРЦЕНЕГГЕР: "Я хочу, чтобы люди обратились к атомной энергетике. Есть возможные пути пересмотра своего к ней отношения. Я не говорю: "Стройте", потому что я не сам веду дела в штате. Я говорю, давайте обсудим это". Для её адвокатов, атомная энергия это отличная альтернатива. Атомная энергетика производит большее количество электроэнергии при наименьших выбросах парниковых газов по сравнению со всеми формами энергии. И это единственная легко изменяемая и достаточно крупная вещь, которая может снабдить энергией современное общество. Стержни с ядерным топливом устанавливаются в воде. Реакция деления ядра их нагревает. Это производит пар, пар вращает турбины, что генерирует энергию, и при всём этом нет выбросов углекислого газа. В Калифорнии сейчас есть 4 реактора, производящих 15% всей электроэнергии, но для строительства новых есть препятствия.

Калифорния и атомная энергетика всегда имели очень сложные взаимоотноешния, начать хотя бы с того, что ядерное строительство здесь просто запрещено, так что даже если бы вы и хотели построить атомную станцию, вам сначала придётся изменить законы. Страх перед радиоактивностью глубоко укоренился в Калифорнии, поэтому в наше время существует запрет на строительство в штате новых реакторов, по крайней мере до тех пор, пока федеральное правительство не одобрит место постоянного захоронения радиоактивных отходов. Самый большой вызов мер АВ 32 в том, что это физически невозможно, если только не приостановить устаревший 32-летний запрет штата на строительство современных, безопасных и эффективных атомных электростанций. Без этого просто ничего не получится. Чак ДеВор работает в законодательном органе Калифорнии, чтобы обойти этот запрет. И другие чувствуют, что атомная энергия, хоть и дорогая, может послужить тем важнейшим мостиком надёжной энергии, когда вскроются технологические проблемы возобновляемых источников. "Должен сказать, что я скорее вижу новые инвестиции в производство энергии атомными электростанциями в этом веке, нежели строительство новых угольных электростанций. Для меня нет сомнений, какое из этих двух зол меньшее".

Но независимо от решения, от того, какое сочетание атомной энергии, природного газа и возобновляемой энергии выберет для себя Калифорния, одна вещь практически несомненна: электричество будет стоить дороже, чем стоит сейчас. ВАЙТИЗВАРАН: "Опасение, что цены будут расти, вполне законно, но для меня в этом кризиса нет. Нам нужно вступить в мир, где цены на энергию будут заметно расти".

Комиссия по вопросам деятельности коммунальных служб штата считает, что переход к возобновляемым источникам в ближайшие 12 лет может означать 60 млрд. долларов дополнительных расходов, но может ли в этой туче над экономикой проблеснуть луч надежды? Когда люди говорят, что цены на энергию будут подниматься, возможно ли это? Да, абсолютно возможно. Вероятно. Однако стоимость электроэнергии стимулировала множество нововведений, и Соединённым Штатам стоит принять это как деловую возможность. У нас в США неслыханный интеллектуальный потенциал. Почему же нам не сказать, что мы найдём решение? И не только это. Мы можем экспортировать его во весь остальной мир. Это как раз то, что рисует губернатор в своём воображении: Энергетические технологии как совершенно новая отрасль промышленности, где работает огромное количество людей. И это уже начинает происходить в Калифорнии.

Эта компания в Силиконовой Долине, "НАНОСОЛАР" привлекла 500 млн. долларов инвестиций, чтобы создать новое поколение панелей солнечных батарей. Инвесторы спорят только об одном. МАРТИН РОШАЙЗЕН: "Истинный размер рынка.

Электричество это отрасль промышленности, где крутятся триллионы, где даже если ухватить только несколько процентов от этого, всё равно получатся огромные цифры". Традиционные солнечные панели сделаны из полупроводниковых кремниевых ячеек. Это очень сложный и деликатный производственный процесс. "Наносолар" это одна из новых компаний тонкослойных солнечных панелей. Они производят свои панели не из хрупких кремниевых пластин, а из чернил. ДЖАКОБ ВУДРУФ: Здесь в "Наносоларе" мы начали работать с чернилами из наночастиц. Они сделаны из двуселенидов меди, индия и галлия, или коротко МИГД (CIGS). Жидкие чернила наносятся слоем толщиной в микрон на металлическую фольгу, а затем всё нагревается, чтобы преобразовать в полупроводник. Вот этим мы кончаем. Это конечный продукт. Тёмная область это чернила или полупроводниковый материал, а здесь с обратной стороны металлическая фольга, с которой мы начали. Как видите, оно очень тонкое и гибкое. И создаёт электричество. В итоге: солнечная ячейка, почти такая же эффективная, как кремниевая, и намного дешевле. Это всё равно, что напечатать газету, очень длинную газету. РОШАЙЗЕН: Этот станок производит рулоны длиной в 1,6 км, и таких рулонов производится несколько штук в день, и это обеспечит гигаватт энергии, что равнозначно мощности атомной электростанции за год работы. Сейчас эта тонкая плёнка покрыта толстыми листами из стекла. Компания гарантирует покупателям, что этот новый материал прослужит так же долго, как кремниевые панели. Стекло увеличивает стоимость, но защищает плёнку от стихии. В результате эти панели не так дёшевы, как могли бы. При этом они проданы на 3 года вперёд. И существует ещё много потенциальных клиентов, даже в будущем и в Силиконовой Долине. Гугл (Google) уже инвестировал в солнечные панели, чтобы обеспечить энергией свой обширный кампус и сэкономить на счетах за электричество. БИЛЛ ВЕЙЛ: Мы установили эти панели по нескольким причинам. Одна из них помочь охране окружающей среды, но другая причина сэкономить деньги. Эти панели сами себя окупят примерно через 7,5 лет. Через 7,5 лет мы собираемся потреблять практически бесплатную электроэнергию с помощью этих панелей. И они продолжат генерировать электроэнергию ещё примерно 25-30 лет. Другая компания "Сталелитейное производство Калифорнии" инвестирует 70 млн. долларов в замену своих старых печей на новые, более эффективные. Строительство новых печей на месте создаёт новые рабочие места.

Всё это часть философии, которая видит в зелёных технологиях благо и для окружающей среды, и для экономики. "Уолл Стрит Джорнал" написал, что мы переживаем в Калифорнии новую золотую лихорадку, благодаря развитию по всему штату технологий и компаний, и мы осваиваем уже 10 млрд. долларов на чистой зелёной технологии. А к 2010 году мы собираемся освоить 20 млрд. долларов. И да, в этом и есть действие". Но для Джима и Майры Малкевичей золотой лихорадки не было. Что-нибудь из этого для нас? Нет, это всё гостиницы. Их семья работала в матрасном бизнесе многие десятилетия. Но с увеличением стоимости материалов наступили трудные времена. ДЖИМ МАЛКЕВИЧ: Мой отец был в этом бизнесе 50 лет. Никогда ему не было так трудно. Границы сужаются.

Цены на горючее растут. Цены на поролон растут. Всего за 7 месяцев 4 раза поднимались цены на полиуретановый поролон, который мы, разумеется, много используем для наших матрасов, в сумме на 60%. 60%! А это только один компонент. Это выходит за всякие рамки. Порочный круг растущих затрат во времена экономического спада съел их чистую прибыль. Она упала всего до 3%. Джим и Майра, и их 60 наёмных работников в ужасе от перспектив серьёзного повышения тарифов на электроэнергию. Давайте посчитаем наши расходы. Скажем, мы тратим 4 тыс. $ в месяц на электричество. Это 50 тыс. $ в год. Скажем, если мы будем платить на 1000 $ в месяц больше. Это ещё 12 тысяч $, которые мы тратим, тем самым мы выходим на итоговую строку. В некоторых случаях, это просто чья-то зарплата. И вопрос стоит так: можно ли выжить, если кредитный рынок плохой, денег недостаточно? Можно ли выжить, если растут расходы на газ, горючее, электричество? Что для Джима и Майры совершенно ясно то, что подходит для Гугла и Сталелитейной промышленности, совершенно не подходит для предприятий малого бизнеса, в которых трудится половина работающего населения Калифорнии. Инвестировать в более эффективное оборудование для них просто немыслимо. Штат в общем-то не спрашивал у большинства владельцев мелкого бизнеса, чем это может для нас обернуться. Отдача через 10 лет, через 12 лет это слишком долго для мелкого бизнеса, как наш. Нам нужно. нам нужно видеть отдачу сразу. И страх перед будущим у Джима и Майры настолько велик, что, прожив в Калифорнии несколько десятилетий, они задумались о переезде в другой штат. Не так-то просто продолжать заниматься бизнесом в Калифорнии. Стоит задуматься, знаете, может переехать в Феникс. Арнольд Шварценеггер ставит на то, что таких как Джим и Майра будет меньше, зато больше историй успеха. Но Калифорния уже потеряла 400 тысяч рабочих мест за последние 8 лет, а его критики боятся, что чистая энергия будущего означает то же самое. ВАЙТИЗВАРАН: Конечно, какие-то рабочие места будут потеряны, но с другой стороны, если чистые технологии будут бурно развиваться, может произойти быстрый рост ветряных генераторов и возобновляемой энергии. Так что не думаю, что это игра с нулевым исходом. Вот пример новых возможностей для рабочих, таких, как Родни Ли, который поступил на курсы установки солнечных панелей. Перед тем как я поступил на курсы, я был уволен с работы. Я 3 месяца был без работы, и я чувствовал, что мне надо выбраться на край и попытаться влиться в трудовой коллектив. Чем дальше я на это смотрю, тем больше думаю, что это новая интернет-компания: зелёные работы. Теперь Родни помогает тренировать вновь поступивших на курсы. С какого уровня начинается ваша почасовая зарплата? Начальная ставка например, младшего установщика может быть между 15 и 18 долларов в час. И хотя оплата может быть и не такая высокая, как на старых рабочих местах, эти работы не могут быть выполнены никем со стороны. Эти огромного размера ветряные турбины были построены в Айове, компанией "Клиппер Виндпауэр", базирующейся в Калифорнии. Часто бывает дешевле построить большие турбины здесь, чем везти их из-за океана. "У нас такие плоские крыши, как блистающее море. У нас здесь своя Саудовская Аравия. И это работы будущего. В этом гениальность зелёной экономики. Она создаёт больше возможностей, чем экономика, основанная на загрязнении не меньше, а больше экономических возможностей". Очевидно, что возобновляемая энергия может дать Калифорнии подъём и работу, но и технологические, и финансовые проблемы вполне реальны. И все согласны в одном ничто из этого не может сравниться с вызовом, с которым придётся столкнуться штату, когда он подойдёт к самому амбициозному пункту плана Шварценеггера, потому что в нём губернатор покушается. на автомобили. Штат в одиночку должен построить и содержать 22,5 тыс. км скоростных шоссе для более чем 2 млн. машин Калифорнии. Калифорния была построена на машинах. Сегодня по дорогам там колесят 24 млн. машин. Это самый большой рынок машин в США, и самая продаваемая модель внедорожник. Даже сам губернатор любит большие внедорожники. Я увидел 50 "Хаммеров". Я посмотрел туда, остановил свою машину и сказал: "У меня будет такая машина". Но Шварценеггеру нужно убедить калифорнийцев отказаться от привязанности к таким прожорливым машинам, потому что он планирует достичь самой большой части снижения выбросов более 33% от намеченного резким сокращением автомобильных выхлопов. И это будет нелегко. Автомобили это проблема. Почти нет вариантов, чтобы этого избежать. Калифорния очень автомобильная страна. У нас есть люди, которые на машине перемещаются с одного конца торгового центра до другого. Это действительно проблема. В Калифорнии самая большая доля в выбросах парниковых газов приходится на всевозможный автотранспорт, и парк личных автомобилей только продолжает расти. За многие годы никто не продал столько этих машин, сколько Кол Вортингтон. Я пытаюсь найти машину, которая понравится моей жене. Кол настоящая легенда этой индустрии, потому что он точно знает, чего хочет его клиентура. Как насчёт подержанного внедорожника? Знаете, это самый большой автомобильный рынок в мире, здесь, в Калифорнии. И, естественно, очевидная причина людям нужно как-то добираться повсюду, а это единственный способ. Недавние драматические скачки с бензином не умерили аппетита по отношению к внедорожникам.

ВОРТИНГТОН: Мы обнаружили, что подержанные внедорожники продаются лучше, чем другие подержанные машины. Это у нас в генах желание иметь большую машину. ТОМ ОСТИН: "Законодатели стремятся считать автомобиль простым средством передвижения. Но большинство людей думают совсем не так. Для некоторых людей это вообще самое важное приобретение за всю их жизнь". Автомобили это политически чувствительная территория. Поэтому тут Шварценеггер использует язык осмотрительности. ШВАРЦЕНЕГГЕР: "Мы должны проводить перемены медленно. Потому что когда я приехал в эту страну 40 лет назад, этот штат прославлял свои автострады. Если у вас есть машина, вы решаете, куда вам ехать, потому что автосрады это свобода. Нам надо переучивать людей и медленно вести их в другом направлении". Но что это за другое направление? Есть одна вещь, которую калифорнийцы как-то не особенно развивали, но губернатор является его защитником. Давайте немного шире использовать массовый общественный транспорт. Давайте использовать скоростные железные дороги. Но губернатор знает, что только этого недостаточно для решения проблемы машин. Общественный транспорт возьмёт на себя только 1% сокращения выбросов газов. Вместо этого он планирует уменьшить выбросы тем, что люди будут использовать меньше бензина, что средний расход топлива уменьшится для новых машин с 11 литров на 100 км до 6,5 к 2020 году. Это смещает фокус на особый тип машин. с гибридным двигателем. Как обычные машины, гибриды ездят на бензине, просто дальше и дольше. Их двигатель не только снабжает энергией машину, он заряжает аккумулятор. Батарея заряжается даже тогда, когда водитель жмёт на тормоз. Поскольку они усваивают ту энергию, которую обычные машины просто выбрасывают, гибриды проезжают больше км на 1 литре бензина. Этот гибрид, "Приус", в среднем 50, и выбрасывает на 35% СО2 меньше, чем машина того же класса. ВАЙТИЗВАРАН: "Гибридная часть это элементарно. Гибрид просто делает любой двигатель более эффективным. Прямо скажу, почти все автомобили будущего, независимо от используемого топлива, будут использовать гибридную технологию, просто потому, что это более эффективно2. В Калифорнии гибридных машин гораздо больше, чем в других штатах. Для многих это религия, и это их храм. "Изумительный гараж Сан-Франциско". Почему бы вам не войти, а я пока взгляну на неё? Каролин Кокилетт владелица и ведущий специалист этого гаража. Похоже, что вы беспокоитесь о том, что могло точно случиться с вашей машиной. "Мы хотели использовать гибридные машины как вдохновляющую идею для всего нашего бизнеса. Поэтому мы старались идти в ногу с высокими технологиями, быть на передовой и заботиться об окружающей среде". Наиболее передовые работы здесь это преобразовать гибриды в подключаемые модули. КОКИЛЕТТ: Вот это первая машина, которую мы конвертировали за деньги. Вы видите уже конечный продукт. Она подключена к стене, и заряжается прямо у нас на глазах. Как и у гибридов, модульные машины имеют полноценный бензобак. А ещё у них есть дополнительные батареи, спрятанные в специальном отсеке под багажником, и они могут быть заряжены простым подключением к обычной розетке. Это значит, что на короткие дистанции, до 65 км, вы можете ездить на электричестве. КОКИЛЕТТ: "В принципе, если все ваши поездки будут на короткие дистанции, а между ними вы можете заряжаться, бензин вам вообще может не понадобиться. Я имею в виду, никогда". ВАЙТИЗВАРАН: "Подключаемые модули это гениально. Это означает, что первые 50-65 км вашей поездки, вы можете ехать на электричестве. Что здорово, потому что большинство американцев в день делают не больше 40 км". "Дженерал Моторс", "Форд", "Тойота" и другие производители уже объявили о своих планах производить в будущем такие машины. У этой дальность 130 км. У Эда Бегли полностью электрическая машина с подключением к сети. Я заряжаю её, просто воткнув вот сюда. А в "Гугле" есть парк из 10 подключаемых машин. У них есть главная модель будущего, по-настоящему революционная. машина, ездящая на энергии солнца. У "Гугла" есть солнечные панели на крыше одной из парковок. Машины заряжаются, пока сотрудники работают. "Эдисон Южной Калифорнии" тестирует похожий набор. А если солнце не светит? Ну, в Калифорнии по ночам дуют ветры.

ВАЙТИЗВАРАН: "Думаю, завершающей стадией борьбы за энергию станет слияние автомобилей и электричества. Эти две великолепные, но доисторические отрасли промышленности, которые всегда были далеки друг от друга, со вермён Генри Форда и Томаса Эдисона, но ключевые технологии свели их вместе в виде электрического автомобиля, то есть подключаемого в сеть гибрида, электрифицированного транспортного средства". Это очень захватывающее видение место, где люди ездят на зарядных машинах, снабжаемых энергией солнца и ветра. Никаких выхлопов. Всё чисто. Но достичь этого к 2020 году цель, поставленная губернатором по сокращению автомобильных выхлопов на 33% будет очень трудно. Из 24 млн. автомобилей Калифорнии гибридными являются менее 2%. К 2020 году понадобится 1 млн. гибридных машин на дорогах или 1 млн. подключаемых в сеть. Проблема? Стоимость. Прямо сейчас гибридная машина стоит как минимум на 5 тыс.$ дороже, чем обычная машина того же класса. А включаемые в сеть на 10 тыс.$. Существуют федеральные кредиты, но дополнительные траты отпугивают многих людей. "Было проведено множество исследований того, что люди готовы платить ради большей экономии горючего, и общее мнение сводится к тому, что если покупатель новой машины не сможет вернуть возросшие затраты на экономию горючего за 3 года, его это не заинтересует". Но заинтересуется ли он, если новые технологии помогут снизить эти затраты?

Существуют недавние изыскания по увеличению производительности двигателя внутреннего сгорания, и по созданию более лёгких и более дешёвых батарей, способных аккумулировать больше энергии. Такие изобретения в конечном счёте снизят выбросы СО2 и затраты. "Давайте объединим усилия научно-исследовательских институтов, университетов, учёных и простых людей. Давайте изобретём новые технологии, потому что я всегда говорю, что технологии спасут окружающую среду". Но одних только технологий недостаточно.

Исторически, такие меры, как новые стандарты по автомобильным выхлопам, которые предлагает Калифорния, могут реально привести в снижению выбросов. "Ещё одна машина уничтожена". "До тех пор, пока адвокаты и лоббисты являются частью пейзажа, прогресса не будет. Как только две стороны власти, Республиканцы и Демократы скажут, "Так и будет", так сразу инженеры получат установки и начнётся прогресс". Итак, вот полный размах губернаторской игры.

Из всей инициативы АВ 32 только снижение выхлопов СО2 автомобилями представляет серьёзный вызов, и, возможно, при этом великую возможность.

Достижение рационализации жилья и нежилых построек кажется более вероятным, но исключительно при больших вливаниях и субсидиях. Калифорния уже движется вперёд, серьёзно инвестируя в эти направления. Конечная цель создание мощностей возобновляемой энергии. Некоторые компании уже подали заявки на строительство солнечных теплоэлектростанций и ветряных ферм. Пока ещё решение таких проблем, как запасание энергии и новая передаточная инфраструктура, потребует огромных вложений научного капитала. начиная с доктора Чу. Но, если намерения вновь назначенного министра энергетики влияют на его поступки, Калифорния может обратиться за помощью к федеральному правительству. "Принимайте это как вызов. Нам нужна наука, чтобы найти не-углеродные источники энергии.

Если мы собираемся найти решение климатическим проблемам, проблемам энергетики, которое не изуродует нашу экономику, наука обязана дать нам такие ответы". После многих лет борьбы в одиночку Шарценеггер, похоже, нашёл поддержку в Вашингтоне своему видению, что развитие зелёной экономики может быть не пустой тратой, может быть дорогой к процветанию. И если это произойдёт, Калифорния, взявшая на себя риск, может стать лидером. "Поэтому сегодня Калифорния хочет выступить вперёд. Есть краткосрочные затраты, но долгосрочные последствия будут явно колоссальными для Калифорнии и всех её жителей". Даже если сбудутся все обещания зелёной экономики, даже если уравновесятся расходы и доходы для большинства людей, остаётся ещё один важный вопрос: перед лицом климатических изменений, есть ли у нас выбор? "Калифорния может допустить ошибки, но главный урок Калифорнии: мы обязаны продолжать обеспечивать нашим людям процветание, тот стиль жизни, который ожидают американцы. Но в то же время мы обязаны всерьёз взяться за изменение климата, потому что ничего не делать это тоже выбор". И если оставить его без присмотра, никто не знает наверняка, чем в конечном счёте может обернуться для нас изменение климата. ШВАРЦЕНЕГГЕР: "Не думаю, что у остальной части страны есть время подождать, и посмотреть, что у нас получится. У нашей страны больше нет времени".

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Они есть в каждом городе.

Ты не ответил на мой вопрос. >>>