Христианство в Армении

Я знаю, ты соблазнила его.

Cубтитры подготовил Pig on the Wing (http://pigonthewing.fly.to) используя сценарий, опубликованный в "Киносценариях" №3-4/1995 (см. http://lib.ru/CINEMA/kinowed/grinuej.txt) Режиссер Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ Впервые посмотрев кино в "Синематек Франсэз", я подумал: "Только французы. Только французы могли разместить кинотеатр во дворце". Смотрел я "Шоковый коридор" Сэма Фуллера. Сцены были настолько сильные, что ты чувствовал себя словно загипнотизированным. Мне было двадцать лет, был конец 60-х, и я приехал в Париж на год изучать французский язык. Но именно здесь я получил свое настоящее образование. Я стал членом того, что в те дни было неким подобием масонской ложи, масонской ложи киноманов, то, что мы называем "film buffs". (любители кино) Я был одним из ненасытных, из тех, кто всегда сидит как можно ближе к экрану. Зачем мы садились так близко?

Может быть, потому что хотели получить изображение первыми, пока оно было еще новым, еще свежим; до того как оно преодолеет препятствие в виде зрительских рядов за нами; до того как оно перейдет, как по эстафете, от ряда к ряду, от зрителя к зрителю, пока, изношенное, побывавшее в употреблении, размером с почтовую марку, не вернется в будку киномеханика. Может быть, еще и потому, что экран действительно был экраном. Он экранировал нас от мира.

Но однажды вечером, весной 1968 года, мир наконец-то прорвался через экран. Подчиняясь неопределенной группе с сомнительными интересами, министр Мальро выгнал Анри Лянглуа из Синематек Франсэз. Вы все могли убедиться, что существует свободная, настоящая культура кинематографа. Под бюрократическим предлогом злейшие враги культуры захватили теперь оплот свободы. Не оставим этого так! Свобода не дается, она берется! Все, кто любит кино. во Франции. и во всем мире -. с вами! С Анри Лянглуа! Это Анри Лянглуа создал Синематек. Потому что он любил показывать фильмы, вместо того, чтобы позволять им гнить в каких-то подземных склепах. Он показывал любые фильмы: хорошие, плохие, старые, новые, немые, вестерны, триллеры. Все режиссеры Новой Волны приходили именно сюда учиться мастерству. Именно здесь родилось современное кино. Они опираются на полицию! Лянглуа был уволен правительством, и, казалось, все любители кино в Париже пришли протестовать. Это была наша собственная культурная революция. Извини. Можешь ее убрать? Прилипла.

Я прошу убрать мою сигарету. Она прилипла. А, да-да, да-да, конечно. Ты кто? Англичанин? Нет, американец. Можешь теперь затушить. Как тебя зовут? Мэттью. Ты здесь часто бываешь. Но никогда ни с кем не говоришь. Мы удивлялись, почему ты всегда один. Да я в общем-то никого не знаю. А чего ты прикована к воротам? Я не прикована. Ты ужасно чистый. Для того, кто так любит кино. Ты знаешь Жака? Жака? Если бы у дерьма было дерьмо, оно пахло бы именно так. Мой брат пошел переговорить с ним. Когда он вернется, сможешь почувствовать, как от него несет Жаком. Это как сидеть в свинарнике. Ты очень хорошо говоришь по-английски. Что? Ты очень хорошо говоришь по-английски. У меня мать англичанка. Вон Тео. Когда я вас познакомлю, потяни носом. Да ну тебя!

Там Годар, Риветт, Шаброль, Ренуар. Жан Руж, Ромер, Синьоре, Жан Марэ. кто еще? Ах, да! Марсель Карне. А что он здесь делает? Так что мы делаем? Идем? Остаемся? Что? Не знаю. Тео, это Мэттью. Ты был прав он американец. Привет. Мы тебя видели. Ты ходил на всего Николаса Рэя. Да. Мне его фильмы очень нравятся. Какие? "Они живут ночью"? Больше "Джонни-гитара", "Восставшие без причины". Знаешь, что Годар о нем написал? Нет. Что? "Николас Рэй это и есть кино". Давай, держись рядом. Скорее, скорее! Вот так я впервые встретился с Тео и Изабель. Я слышал, как билось мое сердце. Я не знаю, было ли это оттого, что за мной гналась полиция, или оттого, что я уже влюбился в своих новых друзей. Мы бродили и говорили, говорили, говорили о политике, о фильмах, о том, почему французы и близко не могут создать хорошую рок-группу. Умираю с голоду. У меня есть сэндвичи. Я хотел, чтобы эта ночь никогда не кончалась. Спасибо. У тебя есть что-нибудь с собой? Нет, я не голоден. Ешьте. Не обращайте на меня внимания. Нет, нет. Я действительно не голоден. Я уже разломала. Бери. Ты очень любезна, но. Бери, когда предлагают! Спасибо. Тео? Чего? У тебя ничего нет для Мэттью? Да все в порядке!

Я ему дала треть своего. Ладно. Я правда пришел не для того, чтобы съесть ваши сэндвичи. Он не хочет. Нет, хочет! Он просто слишком воспитан, чтобы сказать это. Разве нет? Ты очень любезна. А ты откуда конкретно? Сан Диего. А вы? Вы оба родились в Париже? Я вступила в этот мир на Елисейских Полях в 1959 году. На тротуар Елисейских Полей. И знаешь, какие были мои первые слова? Нет, какие? New York Herald Tribune!

New York Herald Tribune! New York Herald Tribune! New York Herald Tribune! Так ты едешь со мной в Рим? Здесь, вот здесь. Здесь. Тео, подожди. Спокойной ночи, Мэттью! Спокойной ночи! Дорогая мама, на этот раз у меня действительно есть новости. Я только что познакомился с моими первыми французскими друзьями. Мэттью? Кто это? Не будь таким подозрительным. Это я. Тео? Только не говори, что я тебя разбудил. Нет. Я уже давным-давно встал. Что-то голос у тебя не похож на голос вставшего давным-давно. У меня по утрам всегда такой голос. Извини, пришлось позвонить рано у меня занятия в девять. Точно! Слушай. Ты не хочешь поужинать завтра вечером? Со мной и Изабель?

Ты имеешь в виду. настоящий ужин, в приличном ресторане? Нет, не в ресторане. У нас, дома. Да, конечно. Было бы здорово! Да? Тогда встретимся. Ты не слезешь с телефона? Девять часов! Да-да. Тогда давай встретимся выпить чего-нибудь сначала. На Распай, в шесть. Хорошо. Ты знаешь, где это? Бульвар Сен-Жермен? Подходи к шести. Третий этаж! Третий этаж? Здесь же места на всех хватает! Мы с Тео заразные! Мы очень заразные! Заразные? Смотри не заразись! Красиво! Правда? Да. Удачи! Тебе нравятся старые мещанские дома? Привет, мам. А ты что тут делаешь? Мы пришли на ужин. Что? С Мэттью. Тебе Иза не сказала? Какой Мэттью? Вот с этим Мэттью. Он наш новый друг. Мэттью, это моя мама. Привет. Очень приятно познакомиться, Мэттью. Взаимно. Ты американец, да? Да. Я из Калифорнии. Мэттью живет в мерзком студенческом отеле на рю Мальбранш. Так что мы пригласили его на ужин. Что такое? Что я могу тебе сказать, Изабель? Я готовлю на двоих, а теперь выясняется, что нас пятеро. Что? Тео тебе не сказал? Тео мне ничего не говорил. Так же как и ты. Ты что, дурак?! Что у тебя в голове?! Опилки?! Ты же должна была сказать, Изабель! Ты совсем дурак, да? Потаскуха, сука, шлюха. Ради Бога, прекратите, вы оба! Я извиняюсь за поведение моих детей, Мэттью. Да нет, это я должен извиняться. Пожалуйста, не расстраивайтесь из-за меня. Очень любезно с твоей стороны, потому что ты совсем не виноват. Дай-ка на тебя посмотреть. Хорошо. Я хочу, чтобы ты произвел на папу хорошее впечатление. Это я, папа. Мы ужинаем дома. А Синематек? Закрыто на неопределенное время. Папа, ты что, не видишь, что у нас гость? Это Мэттью. Сэр. Мэттью. Мэттью ужинает сегодня с нами. Мой юный Мэттью, вдохновение подобно ребенку. Оно не выбирает удобный, подходящий момент, чтобы вступить в этот мир. Оно не испытывает никакого уважения к бедным поэтам, которых я знаю! Но когда оно действительно приходит, когда оно соизволяет прийти, тогда, ты знаешь, это. Молодой человек! Я с вами говорил. И думал, что вы слушаете. Я слушал. Извините. Ничего. Я. Я просто. Вас как будто загипнотизировала эта зажигалка. Хотел бы я знать почему? Ну так? Джордж, прошу тебя. Мэттью наш гость. Нет-нет-нет. Мне по-настоящему любопытно. Мне хотелось бы узнать почему? Я просто. просто крутил в руках зажигалку Изабель и не осознавал этого, а потом заметил и подумал, что это невежливо, и положил ее на стол. Но я положил ее по диагонали одного из этих квадратиков, видите? Смотрите. Тут я заметил, что длина зажигалки точно такая же, как и сама диагональ. Тогда я положил ее вдоль. по внешнему краю. Смотрите. она сюда тоже подходит. Но подходит и сюда. и подходит и так. и вот так. и вот так тоже. Готов поспорить, что если я ее раскрою, то она все равно куда-нибудь подойдет. Я имею в виду, что она действительно подходит куда угодно. Смотрите! Я обратил внимание, что чем больше смотришь на что-нибудь на этом столе, на предметы на нем, на холодильник, эту комнату, ваш нос, весь мир. И внезапно ты понимаешь, что существует некая космическая гармония форм, размеров. Я просто думал почему? Я не знаю, в чем здесь дело.

Я просто знаю, что она есть. У вас очень интересный друг. Подозреваю, что более интересный, чем вы считаете. Я хочу сказать, когда мы смотрим вокруг, что мы видим? Хаос, не так ли? Полный хаос.

Но если посмотреть сверху, как бы со стороны Бога, все внезапно становится на свои места. Мои дети верят, что их демонстрации, и посиделки, и вечеринки. Они верят, что это может не только взбудоражить общество, но и изменить его. Да что ты такое говоришь? Если Лянглуа выгоняют, мы не должны ничего делать? Если иммигрантов депортируют, если студентов избивают, мы ничего не должны делать? Я говорю, что немного ясности мышления не помешало бы. Значит, ты прав, а все ошибаются? Во Франции, Италии, Германии, Америке. Послушай, Тео. До того как ты сможешь изменить мир, ты должен понять, что ты сам часть его. Ты не можешь стоять вне его и смотреть внутрь.

Это ты стоишь вне его! Это ты отказался подписать петицию против войны во Вьетнаме! Поэты не подписывают петиции. Они подписывают поэмы. Петиция это и есть поэма!

Да! А поэма это петиция. Спасибо, Тео, но я еще не впал в маразм. Я не нуждаюсь, чтобы ты напоминал мне о моей собственной работе! Это правда. "Петиция это поэма, а поэма это петиция". Да! Это самые выдающиеся строки из тех, что ты когда-либо писал. А теперь посмотри на себя! Надеюсь, я никогда таким не стану! Мы должны пожелать спокойной ночи, дорогой. У нас впереди длинный день. Извини. Что ты сказала? Я сказала, что пора спать. И еще ты хотел что-то сказать детям, нет? Да, конечно. Еще раз извини. Я оставил чеки как обычно, на камине, но получайте по ним, только когда будет нужно. Хорошо? Всем спокойной ночи. Спокойной ночи, папа. Счастливого пути. Спокойной ночи, дорогая. Тео? Всего наилучшего, Мэттью. Было очень приятно познакомиться. Было приятно познакомиться, Мэттью. Мне тоже. Спасибо большое за ужин. На здоровье. Почему бы вам не пригласить Мэттью переночевать у нас? Не уверена, что мне понравилось упоминание этого отеля на Мальбранш. Спокойной ночи. А почему ты нас не поразил своими философскими рассуждениями? Я не думал, что я философствую! Папа остался под сильным впечатлением. У папы в голове бред. Я считаю, вам повезло. Я хотел бы, чтобы мои родители были такими же! Чужие родители всегда лучше своих. Но почему-то наши бабушки и дедушки всегда лучше чужих. Знаешь, а правда.

Абсолютно верно.

Я никогда над этим не задумывался, но это правда. Мэттью, ты душка! Это в два раза длиннее, чем. Ладно, я спать. Ты остаешься? Ты в порядке? Да, в порядке. Спокойной ночи, Мэттью. Отцы есть у всех. Да. Но тот факт, что Бог не существует, не означает, что они должны занимать его место. Подойдет? Замечательно. Спокойной ночи. Спокойной ночи. Увидимся утром. Пока. Спа.

Спасибо. Доброе утро. Это еще зачем? Я стирала сон с твоих глаз. Тео просит меня делать это каждое утро. Какое странное желание. Тебе не понравилось? А должно было? Естественно. Вставай, вставай, вставай! Чего ты ждешь? Изабель, я не одет! Что ты делаешь? Что ты делаешь? Я запечатлевала эту комнату. в своей памяти на будущее. Я буду часто вспоминать ее. "Королева Кристина". Когда Грета Гарбо прощается с комнатой,в которой она провела ночь с Джоном Гилбертом. Браво! Значит, так. У нас собственное отдельное крыло, ванная в конце коридора; если тебя там не будет через минуту, мы за тобой вернемся! Доброе утро. Доброе утро. Ты что, в церковь собрался? Дать тебе мою зубную щетку? Э. Нет. Уверен? Я пальцем почищу. Хорошо спал? Да. Я имею в виду отлично. Знаешь, Мэттью. у тебя самая прекрасная пара губ. Можно потрогать? Ты хочешь дотронуться до моих губ? Ага. Ну хорошо. Такие красные, и спелые, и сладкие. такие сердитые, жестокие. Давай посмотрим, как ты будешь выглядеть с помадой. Мне правда нужно идти. Из тебя получится такая хорошенькая девочка! Не обращай на нее внимания, Мэттью. А то живым тебя не отпустят. Нет. Мне действительно нужно обратно в отель. Нет? Почему? Мы собирались пригласить тебя остаться. Серьезно? Конечно! Ты же знаешь: наши родители уехали, они пробудут в Турвиле месяц. Мы думали, может, ты захочешь перебраться сюда. Правда? Конечно. Но мы же познакомились всего два дня назад,вы почти меня не знаете. Так мы тебя как раз и узнаем. Ты же не обязан жить в отеле, разве нет? Нет. Тогда съездим на моем мопеде, и ты возьмешь, что тебе нужно, договорились? А ты что думаешь? Это была моя идея. Мне страшно! Я съезжу проверю Синематек на всякий случай. Хорошо. Не слишком долго! Нет, у меня и вещей-то всего ничего. С нами тебе много и не понадобится! Хорошо. Только не забудь зубную щетку! Дорогая мама, думаю, ты удивишься, что я пишу так скоро после предыдущего письма. Я только что переехал из отеля в квартиру, которая принадлежит известному французскому писателю, дети которого мои сверстники, и их интересует то же, что и меня. Я знаю, как ты будешь рада узнать, что я общаюсь здесь с правильными людьми. Передай привет папе. Надеюсь, он на меня больше не сердится. Послушай это, Мэттью. Разница между Китоном и Чаплиным это разница между прозой и поэзией, между аристократом и бродягой, между эксцентричностью и мистицизмом, между человеком-машиной и человеком-ангелом.

Неплохо, да? Да, хорошо. За исключением того, что, по-моему, их нельзя сравнивать. Почему? Потому что Чаплина нельзя ни с кем сравнивать? Нет. Потому что Китона нельзя ни с кем сравнивать. Китона? Ты считаешь, что Китон лучше Чаплина? Абсолютно. Да ну, ты это несерьезно. Конечно, серьезно! Ты рехнулся. Да ладно тебе, Тео. Во-первых, ты не можешь отрицать, что Китон смешнее Чаплина. Конечно, могу! Ты не считаешь, что Китон смешнее Чаплина? Я не считаю,что кто-либо вообще смешнее Чаплина! Да Китон смешнее, даже когда вообще ничего не делает! И он похож на Годара! Китон настоящий режиссер; все, о чем думает Чаплинэто его собственное выступление, его эго! Чушь какая! Это не чушь! Нет, чушь! Вы, американцы, не понимаете ни хрена в своей собственной культуре! Не удивительно, что вы никогда не понимали Джерри Льюиса! О, только не заставляй меня говорить про Джерри Льюиса! Слушай, Мэттью. Когда Чаплин хотел снять прекрасную сцену, он знал, как это сделать лучше, чем Китон, лучше, чем кто-либо еще! Помнишь последнюю сцену "Огней большого города"? Он смотрит на цветочницу.

она смотрит на него. И не забывай: она была слепая, она увидела его в первый раз, и мы ее глазами как будто тоже видим его в первый раз.

Чарли Чаплин, Шарло, самый великий человек в мире! И мы как будто никогда его не видели! Иза, если ты поставишь эту чертову пластинку еще раз, я ее разобью. Тебе же нравится Дженис Джоплин. Выключи! Я сказал "выключи", Изабель! Перестань! Перестань! Мэттью, назови мне фильм! Назвать что? Фильм. Назови фильм, в котором человек доводит другого до бешенства, танцуя чечетку!

Я же знаю! Не сможешь ответить штраф! Быстрее! Иначе штраф! "Цилиндр"! "Цилиндр"! Фред Астер танцует над комнатой Джинджер Роджерс. И она в бешенстве, потому что он будит ее. Он хорош. Мы думаем об одном и том же? "На последнем дыхании". Ты права. Ч. Чего вы на меня так смотрите оба? Ну. Видишь ли, мой маленький Мэттью. есть нечто, что мы с Тео хотели сделать уже давно, но мы ждали, пока найдется подходящий человек, с которым можно будет это сделать. И я думаю, что ты подходишь! Сделать что? Постараться побить рекорд из "На последнем дыхании". Какой рекорд? Ты же видел "На последнем дыхании"? Помнишь сцену, когда они втроем бегут по Лувру? Смутно. напомни. Они пытаются побить мировой рекорд 9 минут 45 секунд. Ах, ну да! Конечно! Мы собираемся побить их рекорд! В чем дело? Да нет, ничего. Ты же не боишься? Нет, я не боюсь. Тогда в чем дело? Для вас двоих это просто. Я американец, тот, кого вы, французы, называете "чужак". Ну и что? Ну и то, что если меня поймают, то депортируют. Не волнуйся, малыш, нас не поймают! Ты же этого не знаешь. В "На последнем дыхании" их не поймали. А если мы побьем рекорд, то нас тоже не поймают. Это же кино! Принеси папин секундомер! Давай! Это прекрасная идея, но. Мэттью, это проверка. Ты пройдешь ее или провалишься? Осторожно! От твоего ответа многое зависит. Бежим! Бежим! Бежим! 9 минут 28 секунд! Мы побили рекорд на 17 секунд! Мы сделали это! Мэттью! Мой маленький Мэттью! Ты был прекрасен! Мы принимаем его, он один из нас! Мы принимаем его, он один из нас! Мы принимаем его, он один из нас! Мы принимаем его, он один из нас! Один из нас! Один из нас! Мы принимаем его, он один из нас!

Один из нас! Замерзаю! Эй! Тео! Изабель! Тео! Изабель! Мы принимаем тебя, ты один из нас! Один из нас! Один из нас! Это мама. Я чувствую. Я слишком мокрая, чтобы отвечать. Иза умная, но не знает, как нужно себя вести с родителями. В смысле? В смысле, что недостаточно просто не замечать их.

Их всех нужно арестовать, судить, признать виновными, отправить в деревню для самокритики и повторного образования! Они же уже в деревне! Они на море. Это не одно и то же! Мои родители никогда никуда не уезжают. По крайней мере, дом в вашем распоряжении! Ты куда? Мне нужно снять эту одежду. Ты замерзнешь у себя в комнате, иди в мою! Можешь одеть вот это. Спасибо. Я иду за колой. Тебе принести? Мэттью! Открой дверь, у меня руки заняты. Минутку. Ты почему не открывал? Я. Я одевался. Что за фильм? В каком фильме кордебалет танцевал вот так, а певица была в меховой шубе? Я его видел? Мы его вместе смотрели. Да? Дай подсказку. Еще чего! Да ладно, ради интереса! Имя режиссера! Количество слов в названии. Я сказала "нет". Изабель! Нет! Первая буква в первом слове. Боже. Как ты жалок! Разве он не жалок, Мэттью? Ты не считаешь, что он жалок? Мэттью, ты же наверняка знаешь. Не смей ему подсказывать! Разве Сфинкс давал подсказки Эдипу? Пошла ты! Сдаешься? "Белокурая Венера". Марлен Дитрих, 1932. Я знал. Если ты настаиваешь.

Я хочу, чтобы ты сейчас перед нами сделал то, что я видела, ты делал перед ней. Перед кем? Не понимаю, о чем ты. О нет, понимаешь, мой малыш. Ну ты и сука! Сука и садистка! Ты будешь платить штраф или нет? Ну хорошо. Я хочу, чтобы ты делал это так, как делал, когда думал, что никто не смотрит. Давайте выпьем. Встретимся внизу. Почему ты не признаешься, что ты возбужден? Давай, мне ты можешь сказать?

Что? Разве ты хоть немного не возбудился? Что именно ты пытаешься заставить меня сказать? Ничего. Я задал тебе вопрос. Я думаю, ты знаешь, на кого ты сейчас похож. На кого? На Изабель. А почему бы нет? Она моя сестра-близнец. Вы близнецы? Да. Она была бы я, если бы она была мужчиной. Чушь собачья. Вы не одинаковые. Нет, одинаковые. Мы сиамские близнецы. Соединенные здесь. Странный ты, Тео. Полчаса назад я видел, что ты смотрел на нее так, будто хотел задушить. Я действительно хотел задушить ее. Я тебя не понимаю. У тебя есть братья или сестры? У меня две старших сестры. И тебе никогда не хотелось их задушить? Конечно, хотелось! Но я никогда не мастурбировал перед ними, и я никогда. Они никогда не заставляли меня делать то, что я не хотел. Ты думаешь, что Изабель заставила меня, да? Глубоко внутри я знал, что теперь все уже не могло идти, как раньше. Теперь ставки были подняты. Но по крайней мере на какое-то время, казалось, что между Тео и Изабель наступило некое перемирие. А потом, однажды вечером. Что за фильм? Что за фильм? Назови фильм, в котором крест отмечает место убийства, или плати штраф. И ты тоже, Мэттью. А я что сделал? Назови фильм. или плати штраф. Время вышло! Время вышло? Ты даже не дал мне попробовать! "Лицо со шрамом", Хауард Хоукс, 1932. А штраф? Что ж. Теперь. Как ты знаешь, Изабель, я не садист. Я только хочу, чтобы все были довольны, все без исключения. Так что я хотел бы, чтобы ты. и Мэттью. занялись передо мной любовью. Но не здесь. Меня не привлекает спать в чужой противной сперме. Не обижайся, Мэттью. В запасной комнате. Перед Делакруа. Может, одно произведение вдохновит другое. Я не сделаю этого! Не сделаешь? Ты бы не сделал. Мэттью не мой тип. Ну хорошо.

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Это ваша защита от пороков и страстей?

Или честолюбие достоинство лишь знати, но не остальных? >>>