Христианство в Армении

Я могу выпить много.

Оператор ИЭН КЕННЕДИ Композитор ДЭНИЭЛ ПЕМБЕРТОН Продюсер ПИТЕР МОЛЛОЙ Коммунисты хотели создать новый вид общества и новый вид человека. Они хотели стереть прошлое и перепрограммировать память народа. Попытки реформировать систему были жестоко подавлены в ходе вторжения союзников по Варшавскому пакту. Чехословакия стала известна как "Царство забвения". И всё же протест зрел, зрел, особенно в артистической и интеллектуальной среде. Теперь с помощью редких архивных материалов те, кто пережили это время, расскажут свою историю жизни за Железным занавесом. ПОТЕРЯННЫЙ МИР КОММУНИЗМА ЦАРСТВО ЗАБВЕНИЯ Это один из популярных фильмов коммунистической Чехословакии, музыкальная пародия на американский Запад и американский большой бизнес. Ты сказал лимонад "Кола-лока", незнакомец? Трезвенник по имени Лимонадный Джо приезжает в Стетсон Сити, чтобы убедить жителей перейти от виски к мягкому напитку "Кола-лока". Я должен был говорить голосом тенора. Что за божественный напиток, эта "Кола-лока". Мы не могли говорить "Кока-кола" в фильме, потому что компания могла заявить протест, и мы прибегли к анаграмме. Отакан "Кола-локи" я пью. Фильм критиковал различные американской жизни и культуры. Истоки спагетти-вестерна тоже в "Лимонадном Джо".

Это была одна из первых попыток немного посмеяться над американским западом. В фильме можно было ощутить и восхищение американским западом, но многие из его создателей, включая самого Лимонадного Джо, ощущали тесную связь с коммунистическим востоком. Я рос в семье, в которой мой отец, трубочист, считал себя частью рабочего класса. Он, конечно же, поддерживал коммунистическую партию и одобрял всё, что она делала. И я стал членом коммунистической Съезд коммунистической партии в Праге, в 48-ом году. Насчитывавшая два миллиона, в то время это была самая большая компартия Восточной Европы, не считая Советского Союза. Это была и самая большая партия в парламенте, но коммунисты не смогли задавать там тон, поэтому в феврале 48-го года они захватили власть. В 48-ом году я ещё учился в И мы поняли тогда, что это был переворот. У нас не было иллюзий. Вацлав Гавел родился в богатой и влиятельной семье. По его собственным словам он был "сытым поросёнком", но уютной семейной жизни пришёл конец, когда прочные демократические устои были свергнуты коммунистами. Мы были так называемой буржуазной семьёй, поэтому, когда коммунисты захватили власть, классовая борьба обернулась против нас. У моего отца был ресторанный Помню, когда коммунисты пришли к власти, моя мать пошла в ресторан, чтобы взять мясо, ей отказали, потому что наш бизнес национализирован. Коммунистический режим сказался на всей моей жизни. Я не мог учиться, потому что был объектом классовой борьбы. Не один год я занимался физическим трудом. Я служил в армии. По сей день я сожалею о том, что не получил должного образования. К 1950-ому году Чехословакия оказалась в тисках сталинского террора. Показательные процессы были самыми крупными в Восточной Европе. Почти 250 тысяч человек были осуждены, а 178 человек казнены за политические преступления. Милада Хоракова, известный социал-демократический политик, была единственной официально казнённой женщиной. У неё был ребёнок, дочь Яна. Когда её мать арестовали и судили, обвинив в государственной измене и тайном сговоре, Яне было 16. Нам не разрешали присутствовать Я помню наше отчаяние дома, нашу беспомощность. Мы слушали всё по радио, потому что это был публичный процесс. Всё было сделано так, чтобы создать ощущение ужаса и страха, ужаса и страха. Каждый процесс имел сценарий, которому должны были следовать обвиняемые. После пыток они признавали вину и соглашались, что их казнь справедливое наказание. Но Милада Хоракова отказалась играть свою роль. Моя мать была стойким человеком. В своей последней речи она сказала, что совесть её чиста, и что она никого не предавала. У остальных обвиняемых не хватило мужества поступить так же. То, что я сделала, я сделала сознательно. Я беру на себя полную ответственность за свои действия, поэтому принимаю наказание, которому подвергнусь. Я заявила высшим чинам, что отстаивала свои убеждения. На этой фотографии сфабрикованное доказательство её антигосударственной деятельности. Невероятно, но многие чехи верили в справедливость этих процессов и соглашались с приговорами.

Обвиняемая, доктор Милада Хоракова, адвокат, бывший член парламента, признаётся виновной в государственной измене. Доктор Милада Хоракова приговаривается к смертной казни. Оамым страшным моментом была наша последняя встреча накануне казни. Это было ужасно. Она была абсолютно спокойна. Нам не разрешили даже поцеловаться. Вокруг нас стояла вСоружённая но она всё говорила и говорила. Вдруг она сама оборвала нашу встречу. Это был чудовищный момент. Лишь через 40 лет, после падения коммунистического режима, Яна получила письмо, которое написала ей мать из тюрьмы, в ожидании казни. Моя единственная дочь, моя девочка, Яна, воплощение моих надежд, живи, прижимай жизнь руками к груди вплоть до последнего дыхания Я помолюсь за твоё счастье, моё милое дитя. Я целую твои волосы, глаза, рот, я держу тебя в своих объятиях. Тебя, которую я так редко обнимала. Я всегда буду с тобой, подле тебя. Простите. Мне трудно читать это письмо. Даже сейчас, когда прошло более полувека. Простите. В 5:38 утра 27-го июня 1950-го Милада Хоракова была повешена в пражской тюрьме Панкрац. Но у многих происходящее всё-таки не подрывало веру в режим. Опустя два года был выпущен этот фильм, частью документальный, частью художественный. Он пропагандирует идею создания больших государственных ферм, известных как коллективы.

Режиссёром этого фильма был Войтех Ясный, тогда член партии. Я тогда верил в коммунизм. Как-то я сказал: "Поедем в деревню, там создают первый сельскохозяйственный коллектив. Оделаем об этом фильм". Мы сняли несколько фермеров. Они были бедными и радовались кСоперативу. Мария Кошерова была членом появившегося в фильме недавно созданного коллектива. Коллектив был для меня спасением. До этого мы сеяли пшеницу и избавлялись от чертополоха вручную. Приходилось всё срезать серпом. Комбайнов не было. Очень тяжело было выращивать Когда появился коллектив, всем стало намного легче. Мы брали молоко с работы, и у каждого была корова дома. Когда я шла в поле, женщины говорили: "Вот наше солнышко". Потому что я всё время улыбалась. Тогда у рабочих были свои права. Оегодня для них ничего не делается. Окажите, что для них делают? В политике я плохо разбиралась, но я была членом коммунистической партии. Я мало что понимала. Те, что делали фильм, повезли нас на Первомай в Прагу и сняли нас на демонстрации. Коммунистическая партия контролировала этот фильм. Меня вдруг вызвали в партком и сказали, что в фильме надо рассказать о советском колхозе, о Сталине, кулаках, богатых фермерах, что это необходимо сделать. Не может быть социализма без социалистической деревни. Мария и сейчас верна идеологии, которая заметно улучшила её жизнь. После урожая мы ехали на украшенных машинах, а они нас снимали. Машины украсили специально для съёмок. Мне этого не хватает. Мы были отличным коллективом, дружным. И всё же в этот сталинский период кинорежиссеру не разрешалось говорить о жестокости, с которой коммунизм насаждался в деревне. Когда много лет спустя я вернулся в эту деревню, я спросил: "Были ли мы негодяями, что сделали такой фильм?" Мне ответили: "Мы шли на компромисс, потому что не было другого выхода". Я был членом партии и не хотел неприятностей. На этих кадрах жизнь при коммунизме в деревне Препичи в Южной Богемии. Это хроника жизни деревни 30 лет тому назад. Всё это сняли местный пекарь и его друзья. Я купил камеру и начал снимать. Я снял домашнюю пекарню. А потом я начал снимать для всей деревни, чтобы другим тоже было интересно смотреть то, что я снимаю. Мы снимали свадьбы, обряды крещения, потому что половина людей по-прежнему ходила в церковь. Я снимал и Первомай. Вы знаете, конечно, что всех заставляли ходить на демонстрацию. Коммунисты сделали страшную ошибку, силой забрав у людей землю. После этого люди потеряли интерес к работе и делали то, что требовалось, только чтобы не попасть в беду. Нетрудно увидеть, что люди работают с неохотой. Некоторые люди были наивными, они считали, что при коммунизме рабочим лучше живётся.

Половина населения здесь были рабочие, и они были разочарованы тем, что произошло. А кто-то просто хотел использовать коммунизм в своих интересах. Они быстро смекнули, что к чему. Но основная часть населения нашей деревни была против коммунизма.

Когда они увидели, к чему идёт дело, они испугались. Было сплошное лицемерие: дома люди говорили одно, на людях другое.

Коммунизм был ложью, и на этой лжи была построена жизнь. Чтобы закрыть эту брешь между риторикой и реальностью в 68-ом году партия выбирает нового лидера, Александра Дубчека. Он избрал либеральную позицию в политике, которую назвал "социализмом с человеческим лицом". Коммунистическая партия оставалась у власти, но свобод было куда больше. Была упразднена цензура. Люди могли ездить за рубеж. Были введены элементы рыночной экономики. Реформы периода, известного как Пражская весна, были в Чехословакии необычайно популярны. Марта Кубишова была поп-звездой своего поколения. Она была воплощением новой энергии и свободы периода Пражской весны. В ночь на 20-ое августа 68-го года выяснилось, что эти перемены не по душе коммунистическим союзникам Чехословакии. Около трёх часов утра мама распахнула дверь в мою комнату.

Вбежали два моих пуделя и, как обычно, бросились прямо мне в лицо. Мама сказала: "Марта, вторжение!" Я подумала: "Почему она так расстроена?" Подумаешь, здесь американцы. Не знаю, почему мне пришло в голову, что оккупировать нас могут только американцы. Всё дело в коммунистическом воспитании. В самых страшных снах я не могла представить, что русские способны сделать такую ошибку. Но они её сделали. Началась операция "Дунай". Сначала в страну вторглось до полумиллиона войск Варшавского пакта. Они заявили, что защищают социализм от контрреволюции Дубчека. Я был с женой и детьми в Либереце на севере страны. Примерно в 1 1 вечера кто-то позвонил нам и сказал, чтобы мы включили радио. Мы услышали, что армии Варшавского пакта пересекают границу. Мы выбежали на улицу и сразу услышали танки. Мы тут же присоединились к протестующим против оккупации. Вы слушаете Свободное радио Чехословакии. Мы обращаемся ко всем радиостанциям Румынии, Югославии. Пожалуйста, сСобщите о ситуации в Чехословацкой Социалистической Республике. Сообщите это на румынском, французском, английском языках. Пусть весь мир узнает правду.

Оамым ужасным было то, что гибли люди. Танки вышли на главную площадь. Я был там и видел всё это. Я видел, как рухнул дом. Командир одного из танков приказал открыть огонь. Погибло ещё несколько человек. Во время оккупации Марта Кубишова тайно записала песню, которая стала гимном сопротивления вторжению. "Молитва Марты". "Пусть мир надолго придёт на эту землю. Пусть исчезнут злоба, зависть, ненависть и страх, пусть исчезнут. Утраченная власть вернётся к вам, люди. Она вернётся". Телевизионная студия передвигалась, избегая русских. Мы записали песню в каком-то исследовательском институте, в который нас провели через дыру в заборе. Голос у меня дрожал. Мне приходилось что есть сил сдерживать дыхание. Я знала, что над нами парит русский вертолёт. Помню, мы вышли после записи, и так как уже было введено чрезвычайное положение, вСоруженный русский солдат заставил нас выйти из машины. Всё это время их оружие было направлено на нас. Плёнку с записью я спрятала на себе, а камеру оператор положил под переднее сиденье, и они не нашли её. Они открыли багажник и тоже ничего не нашли. Это длилось недолго, но я смотрела на Прагу и думала: "Прага такая красивая, а меня через мгновение убьёт из Калашникова какой-то незнакомый идиот". Вторжение положило конец надеждам на реформирование коммунизма. Около 100 человек погибли, около 400-т получили серьёзные ранения.

Когда после пребывания в Москве вернулся Александр Дубчек, пытавшийся создать социализм с человеческим лицом, Марта публично сказала ему о своей поддержке. Я сказала себе: "Я вручу Дубчеку розы и медальон с ангелом, который был у меня в коробочке".

Когда я вдруг увидела Дубчека, я знала его только по телепередачам, я бросилась к нему. На другой день ангел был у него на запястье. Это сделало меня знаменитой. Это была символическая любовь. За поддержку Дубчека Марту обрекли на молчание на 19 лет. Ей пришлось заниматься разного рода грубой работой. Процесс прекращения реформ и избавления от реформаторов, включая Дубчека, был назван "нормализацией". В январе 70-го года мне запретили петь. Новый режим просил меня только об одном: выразить поддержку процесса нормализации. Но я не могла это сделать, потому что понимала, к Железному занавесу добавили ещё один слой бетона. Я знала, что небо над Чехословакией потемнело. Это похороны Яна Палача, студента, который поджёг себя в знак протеста против вторжения. Они символизировали скорбь За несколько недель, месяцев после похорон лишилось работы около полумиллиона человек. Коммунистическая партия изгнала из своих рядов полмиллиона человек, другие сами вышли из неё. Я оставался в партии до 68-го года, когда я достаточно осмелел. Мои коллеги, режиссёры и продюсеры, предстали перед партийными комиссиями, которые вычёркивали имена. Я сказал: "Хватит", взял свой партбилет и швырнул его к их ногам. О тех пор я не хотел не иметь никаких дел с коммунистами. Острава угольное и стальное сердце коммунистической утопии. Город, его среда и люди были объектом фотографий Виктора Колара на протяжении всей его жизни. Но после 68-го года фотографии Виктора стали документом того, что назвали "эпохой забвения". На смену вере пришёл конформизм. На смену надежде цинизм. Я узнал, что люди разные. Страх, хмурый взгляд, упадок сил, застой в жизни, интеллигенция, загнанная в угол, я видел всё это. Я видел этих безымянных людей, украшения на поручнях, которые должны были скрыть ржавчину. Человек, сидящий за этими украшениями, в одежде комика, в кроссовках и шляпе, закрывающей его глаза. На этой фотографии я передал, как мне казалось, атмосферу в период нормализации. Какая-то странная дорога. По ней обычно идут на работу. Молодой человек, похожий на Джона Траволту, в кожаном пиджаке.

Рабочий постарше. Солдат, прислонившийся к дереву, в этом читается безнадежность. Рутина, окостенение. Это был момент, когда раскрылась суть всей этой жизни. Юмор давал возможность иного взгляда на жизнь при коммунизме. Ярослав Долечек, экономист в колхозе, делал комедийные фильмы, демонстрировавшие расхождение между социалистической риторикой и реальностью. Я смеялся над ними, и они это понимали. Я смеялся над повседневными реалиями и превращал это в сатиру. Среди его тем были колхозы, чёрная экономика, политические аппаратчики. Но за издёвки над коммунистами приходилось расплачиваться. Один из моих сыновей захотел поступить в университет, но его не приняли. Я узнал, что причиной было то, что его отец делал антисоветские фильмы. Чтобы изменить ситуацию, пришлось подкупить важного коммунистического чиновника. Я договорился с этим партийным боссом. Я спросил, сколько я должен ему заплатить. Он сказал: "Вы из Бамберга, там делают очень красивые кружева. Моя дочь выходит замуж. Купите ей кружевное платье". Я сказал: "Хорошо", и мой сын поступил в университет.

Другим людям было не так легко разрешить свои разногласия с коммунистическими властями. Этот популярный телесериал эпохи забвения под названием "Майор Земан" создавался под покровительством министерства внутренних дел. В этой серии под музыкантами-террористами подразумевалась группа, которая должна была изменить историю, "Люди из Пластика". Чтобы выступать перед публикой "Пластикам" нужно было получить лицензию. Один из чиновников сказал: "Обрежьте им волосы, отправьте их в шахту или в тюрьму". Через две недели мы получили письмо из Культурного центра в Праге. Нам отказывали в лицензии по причине отрицательного воздействия нашей музыки. Нам сказали, что текст песен слишком мрачный. Думаю, им нужен был предлог. "Пластики" продолжали давать неофициальные концерты, без лицензии. Хиппи против коммунистического государства. Через два года, в сентябре 76-го, их арестовали, обвинив в организованном нарушении спокойствия. Нас отвели в подвал, похожий на могилу. Это было ужасно. Оначала нам было очень не по себе. Ты не знаешь, сколько здесь пробудешь, и думаешь, что всему конец. Через 5 месяцев без всякого суда меня отпустили. В тюрьму попали только те члены группы, кто учился в университете. "Пластиков" арестовали не потому, что они выступали против правительства и режима, а просто потому, что они вели себя как хотели. А коммунисты этого не выносили. Вацлава очень беспокоило, что с нами происходит. Пока мы были в тюрьме, он собирал подписи под петицией даже из-за рубежа. Потом у нас родилась идея создать что-то более серьёзное и не ограничиваться только этим судебным делом. В этой атмосфере родилась "Хартия-77". 1-го января 77-го года была опубликована "Хартия прав человека в Чехословакии". Возникло движение диссидентов. Конечно, "Пластики" способствовали созданию Хартии. За такое неповиновение пришлось расплачиваться. Этот фильм Долечека сатира на общество, в котором угнетение и слежка играли всё большую роль. Лидеры "Хартии-77" были предметом особого внимания. Этот дом, который вы видите не мечта Корбюзье. Это скорее мечта Джорджа Оруэлла, потому что этот дом соорудила полиция 3 месяца назад. Они живут в нём и изо дня в день следят за каждым моим шагом, за всем, что я делаю в своём загородном доме. Иногда они там проводят всю ночь, но в основном они находятся там днём. Это мои новые соседи. Прощу прощения за этот короткий перерыв. Но полицейская машина объехала вокруг нашего дома. Мы немного опасаемся, что они увидят нас. Полиция буквально окружала мой дом. Полицейский постоянно следил за мной, находясь в метре сзади. Как-то я решил выгулять собаку вокруг сада, и он тоже ходил и ходил за мной. Мой приятель снял это для "Би-Би-Ои". Они шпионили за мной открыто. Было ясно, что они ограничивают мою свободу передвижения. Иногда я просто не мог выйти из дома, даже сходить за продуктами. Сегодня это может показаться забавным, но тогда мне было не до смеха. Позднее, в том же году, Гавела приговорили к четырем годам тюрьмы за подстрекательство к бунту. Люди за пределами кружка диссидентов пытались как-то приспособиться к режиму. Этот фильм Долечека даёт понять, что два последних десятилетия коммунизма характеризуются цинизмом и упадком. Главенствовало настроение "мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что платят нам".

Хотя некоторые рабочие оставались идеологически стойкими. Это золотая звезда Героя Социалистического Труда. Это награда за мой труд, высшая гражданская награда в Чехословакии. Мне вручил её президент, товарищ Гусак. Это было незабываемое мгновение. Я чувствовал себя героем. И чувствую себя героем сегодня. Труд Васильчо, как ударника каменноугольной промышленности, оплачивался при коммунизме достаточно высоко. В то время хорошо зарабатывать можно было только в шахте. Наша зарплата в 3, в 4, в 5 раз превышала зарплату обычного рабочего на заводе. Мы могли покупать, что хотели. Правда, в магазинах было не очень много товаров. Группа, которую я возглавлял, 4 раза била рекорд Чехословакии и 72 раза била рекорд в скорости проходки. Мы хотели больше зарабатывать и постоянно выполнять план. Если предприятие не выполняло это было для всех катастрофой. Всем, чего я достиг, я обязан коммунистической партии. И никогда не изменю этой идее. Огромный стадион Страхов в Праге. Каждые 5 лет 16 тысяч спортсменов выступали с гимнастическими упражнениями перед ста тысячной аудиторией. Это называлось Спартакиадой. Это было демонстрацией коммунистических свершений в истории, национальная традиция приспосабливалась к политическим целям. Спартакиада была попыткой представить коммунизм как гигантскую силу, которая влияет на всё и проявляет заботу о людях. Мы понимали, конечно, что коммунисты извращают наши игры, извращают труд обычных людей, чтобы трубить на весь мир о социалистическом физическом воспитании. Но, я скажу это вульгарно, нам, спортсменам, было на это наплевать. Гимнасты хотели быть здесь и хотели выступать. И это было самым прекрасным событием в их жизни.

Оамый знаменитый номер хореографии Ярины Житны назывался "Бутоны". Он стал национальной сенсацией. Костюмы, погода, девушки, всё это идеально сложилось в потрясающее зрелище. Тебя наполняло радостью. Я была на капитанском мостике и дирижировала: три, четыре, раз, два, три, четыре. Чувство братства было необыкновенным. Это правда, что коммунистический режим калечил людей, и мы способствовали славе и чести этого режима. Я никогда не участвовал в Спартакиадах. И не ходил на них. Я видел в этом выражение мегаломании. Но больше Спартакиад не было. В ноябре 89-го года, вслед за падением Берлинской стены, народ Чехословакии вышел на улицы, народная власть против коммунистического режима. И народ победил.

Во время этой бескровной "бархатной" революции зазвучали забытые голоса. Почти через 20 лет вынужденного молчания Мария Кубишова снова запела. Меня вытолкнули на балкон и сказали: "Немного молитвы, Марта". Я подумала: "Что мне делать? Я совершенно забыла слова". Но когда я посмотрела вниз и увидела этих людей, я подумала: ни одному певцу не приходилось так возвращаться. Это был момент, когда люди плачут. Главный диссидент Чехословакии стал первым свободно избранным главой государства через 40 с лишним лет коммунистического режима. Но его влияние ещё живо. О климатом морального опустошения нам придётся бороться ещё долгое время. Должны вырасти два новых поколения, прежде чем будут навсегда смыты следы коммунизма. Попытки коммунизма изменить историю и реформировать себя потерпели неудачу. Народ отверг социализм с любым лицом. И всё же наследие сорока лет коммунизма ещё живёт, и память о нём жива в "Царстве забвения". В следующем фильме: потерянный мир коммунистической Румынии, Николай и Елена Чаушеску создали создали социализм в одной семье, но нашли свой конец перед расстрельным взводом.

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Пришедшая в церковь с песнями и цветами красивая процессия превращается в нечто уродливое, и цветущие ветви становятся кнутами и плетьми.

Боже мой, вот привязалась. >>>