Христианство в Армении

Тогда у вас нет другого выхода, нужно оставаться там.

В 9 часов утра 18 неизвестных напали на процессию, сопровождавшую паланкин. Завязалась смертельная схватка. Это происшествие, положившее начало волнениям периода Бакумацу, получило название "убийство с внешней стороны ворот Сакурада". В этот день в результате столкновения расстался с жизнью тайро глава "совета старейшин" Ии Наосукэ, один из самых высокопоставленных чиновников сёгуната. О Наосукэ сложилось мнение, как о диктаторе. Считается, что все свое влияние как главы "совета старейшин" он направил на то, чтобы проводить в стране жесткую политику диктатуры. Однако исследования последнего времени показали, что такой взгляд на феномен Наосукэ не совсем точный. Был проведен анализ исторических официальных документов. В итоге под личиной диктатора удалось обнаружились совершенно иные черты в облике Ии Наосукэ. Оказалось, что Наосукэ проводил разумную, но весьма жестокую политику в связи с тем, что страна оказалась в опасном положении. С другой стороны, Наосукэ также полагал, что "запугивать человека строгим наказанием неуместно". Однако в сложный для страны период, желая защитить сёгунат и упорядоченную структуру общества самураев (букэ), он был вынужден усилить давление. 7 год эры правления Ансэй (1860 г.), 3 марта. В дом к Наоскэ доставляют письмо, в котором его извещают о предстоящем нападении. Однако Наосукэ, проигнорировав это предупреждение, все-таки отправляется в эдосский замок на аудиенцию к сёгуну. 9 часов утра. Процессия с паланкином приближается к воротам Сакурада, и в это же время… Неизвестные убийцы налетают на эскорт, сопровождающий Наосукэ. Так почему же Наосукэ, зная о том, что его жизни угрожает опасность, решил все же рискнуть своей жизнью? В этот момент история изменила свой ход. Сегодня мы рассмотрим предысторию этого судьбоносного мгновения, связавшего убийство одного политика, спровоцированное его деятельностью, с величайшей драмой в истории страны с падением сёгуната. В этот момент история изменила свой ход. Добрый вечер, дорогие телезрители, вас приветствует Мацудайра. Человеческая драма, называемая историей, решительный миг сплетения разнообразных человеческих драм… Любопытно узнать, о чем думают люди в эти решающие, важные моменты своей жизни Можно ли узнать об этом, рассматривая миг за мигом всю историю человеческой жизни?.. Сегодня предметом нашего обсуждения станет событие 7-го года эры Ансэй по европейскому летоисчислению 1860-го года так называемый инцидент "сакурадамонгай-но хэн" (убийство с внешней стороны ворот Сакурада). Человеком, связавшем для нас тот день 3 марта сегодняшний, стал Ии Наосукэ. Представленный вашему вниманию портрет Наосукэ принадлежит кисти его сына, полагаю, нам следует обращаться с ним осторожно Итак, друзья, что же можно сказать об образе Ии Наосукэ? Он был инициатором масштабных политических репрессий, проводившихся в эру Ансэй Он рьяно взялся закручивать гайки, и поэтому немало людей представляет его диктатором, выбранным в экстренной ситуации. Что ж, у каждого человека есть своя точка зрения. Считается, что исходя из нее, он оценивают слова и действия других людей в своем воображении. Рассуждая таким образом и сравнив Наосукэ с другими известными людьми той эпохи с Сайго Такамори, например, или, вероятно, с Кацу Кайсю, следует признать, что разница между ними чрезвычайно велика. Однако в последнее время проводятся новые исследования документов, имеющих отношение к деятельности Ии Наосукэ. В ходе исследования открываются все новые и новые грани личности этого политика. И вновь оказывается, что феномен Наосукэ был неправильно понят. В его личных записях, также имеющих отношение к официальным документам, мы встречаем указание на то, что Наосукэ был всерьез озабочен сложившимся в стране положением. Поэтому Наосукэ приходилось усиливать давление на оппонентов. Но почему же он действовал именно так, а не иначе?.. И в результате был убит таким недостойным образом. Что ж, давайте рассмотрим этот случай политического убийства во всех подробностях. И начнем мы с несчастливой юности Наосукэ. Перед нами широко раскинувшейся по территории префектуры Сига город Хиконэ. В 1815 г. в этом городе в семье главы феодального клана родился Ии Наосукэ. Его старшим братом был правитель клана Ии Наоаки. Клан Ии со времен Сэнгоку дзидай (эпохи враждующих царств) относился к группировке кланов, находившихся на стороне Токугава. Неподалеку от крепостного рва, окружающего замок, сохранился до наших дней дом феодала, в котором до 32 лет жил Наосукэ. Это был дом, предназначенный для феодалов невысокого ранга; он отличался скромным убранством.

Наосукэ называл этот дом "Уморэгиноя" (дом закопанного дерева). Даже в мечтах не надеясь когда-нибудь стать даймё, т.е. главой клана, Наосукэ ощущал себя навечно закопанным в землю деревом. Таково было его представление о собственной юности. В семье своего отца Наосукэ был 14 по счету наследником. Естественно, это означало, что шансов стать главой клана у Наосукэ практически не было Разница в социальном положении между Наосукэ и его старшим братом, правителем клана, была огромна. Однажды, случайно встретив процессию, несшую паланкин брата, Наосукэ был даже вынужден в панике забежать в чужой дом, лишь бы его не заметили. Ему нельзя было показываться никому на улице: таковы были правила клана Хиконэ. Авторитет правящего дома братья должны были беречь во что бы то ни стало. Никакой обязательной работы у Наосукэ не было, и он не знал, что делать со своим свободным временем. Наосукэ оставил такие записи: "Ни о чем не заботясь в мире, никаких желаний не имея, просто живя одиноким, закопанным в землю деревом, я должен сделать то, к чему предназначен". Наосукэ не имел никаких желаний вовсе не потому, что ненавидел этот мир. Он всего лишь хотел, уединившись, со всем пылом взяться за то, что должен. Наосукэ с детства посвятил себя разнообразным занятиям: военному делу, образованию, искусству.

Особенно поглощен он был изучением чайной церемонии. Устроив в доме чайную комнату шириной 4,5 татами, он проводил в ней исследования, посвященные чайному таинству. Была у него и возлюбленная. Женщиной, оживившей дом Наосукэ, стала Муряма Така. Она была гейшей из квартала Гион, прославленная разнообразными талантами. В возрасте 30 лет Наосукэ написал несколько книг. Его кисти, в том числе, принадлежит и "Введение в искусство чайной церемонии". Перед вами картина, нарисованная Наосукэ, на ней описывается способ использования древесного угля во время официального приема с чаем. Спустя некоторое время Наосукэ основал и собственную школу чайной церемонии. Также Наосукэ увлекался написанием пьес в стиле "Кёгэн" (жанр комических представлений в театре Но). Вполне возможно, что, не случись других событий в жизни Наосукэ, он окончил бы свою жизнь как деятель культуры. Наосукэ исполнилось 32 года, и в это время произошло то, чего он никак не предполагал Скончался старший брат Наосукэ Наоаки, который был главой клана. Остальные его братья к этому времени либо уже тоже умерли, либо были взяты в другие дома в качестве приемных детей. Решено было, что Наосукэ наследует титул правителя. В связи с этим Наосукэ решил отправиться в эдосский замок, чтобы приветствовать сегуна как новый правитель клана. Во время первого своего путешествия в столицу, Наосукэ, укрывшись в паланкине, не мог сдержать слез от переполнявших его чувств. Так он описывает свои переживания того времени: "Уже смирившись с тем, что успеха в жизни мне не достигнуть, сейчас я испытываю глубочайшую благодарность судьбе за то, что она в одночасье вознесла меня на вершину общественной лестницы. С этого момента я искренне хочу начать проводить достойную политику". Став в 1850г. главой клана вместо почившего брата, Наосукэ начал получать доход в 35 тыс. коку риса. Спустя 3 года Угрожающие волны приближались к берегам страны богов. В Японию прибыла американская эскадра под предводительством коммодора Пэрри. Клан Хиконэ начинает собирать вооруженный отряд для защиты Эдо в случае битвы. Репортер Ода По другую сторону скал, виднеющихся на противоположном берегу, находится полуостров Бо:со:, относящийся к префектуре Тиба. Я стою на берегу полуострова Миура в префектуре Канагава. Сейчас море между ними является входом в Токийский залив. Ополченцы из принадлежавшего Наосукэ клана Хиконэ получили от сёгуната указание выстроиться вдоль всего побережья.

Когда прибыли "черные корабли" эскадры Пэрри, клан Хиконэ выставил на побережье полуострова Миура 1000 своих солдат.

Наосукэ, слышавший противоречивые отзывы об Америке, был глубоко впечатлен величием ее военной мощи. Перед сёгунатом встал вопрос: как взаимодйствовать с Америкой, предъявившей Японии свои требования? Целый день продолжалось совещание. Выслушав мнение представителей клана Токугава, Наосукэ ответил следующее: "Если сейчас вступить в войну с Америкой, то шансов победить ее у Японии нет. Нужно, избегая войны некоторое время, заключить с Америкой торговое соглашение и тем самым позволить родной стране окрепнуть в военном отношении. После этого Америка должна будет затплатить нам за все унижения". Предварительно на совещании было решено воздержаться от каких-либо конкретных решений в отношении иностранцев. Однако среди приближенных к сёгуну нашелся человек, который с самого начала противостоял мнению Наоскэ.

Им был Токугава Нариаки, глава клана Мито. Нариаки был сторонником идеи почитания императора.

Будучи главой Мито, одного из трех наиболее уважаемых кланов, он имел огромное влияние на политику сёгуната Нариаки придерживался следующего мнения: чтобы завоевать симпатии общества, нужно принять решение о подготовке немедленной войны с Америкой. Он считал, что иностранцам необходимо решительно противостоять. В конце-концов, правительство бакуфу решило в вопросе с иностранцами поступить так, как советовал Наосукэ. Однако этот отказ прислушаться к мнению Нариаки лишь углубил противоречие между Наосукэ и Токугавой Нариаки. 23 апреля 1858 г. Наосукэ вступил в должность тайро главы "совета старейшин". Наосукэ, будучи наиболее уважаемым чиновником сёгуната, пришелся ко двору, так как он ратовал за сохранение власти бакуфу. До его убийства оставалось 2 года. Гость нашей студии профессор Киотосского университета г-н Сасаки Сугуру, прошу любить и жаловать. Г-н Сасаки специалист по истории Бакумацу и периода Реставрации Мэйдзи. В течении последних 5 лет он проводит исследования, касающиеся истории клана Ии. Да, это так. Итак, добро пожаловать. Спасибо.

Для начала я хотел бы спросить вот о чем. Наосукэ был 14-ым сыном в семье правителя клана Хиконэ. Можно ли назвать невероятным везением то, что ему удалось стать главой этого клана? Что ж, действительно, сам Наосукэ даже не помышлял ни о чем подобном. Затем Наосукэ стал четвертым за всю историю тайро главой "совета старейшин".

Естественно, сделать это он мог лишь после того, как вступил в права управления кланом. Однако решение занять пост тайро, по сути пост главы всего сёгуната, Наосукэ принял, полагаю, самостоятельно. Да, это был его собственный выбор. Он связывал с назначением на такой ответственный пост большие надежды. Значит, ему повезло, что он стал правителем клана. Затем, после назначения на пост тайро, он фактически стал главой сёгуната. Какой же стратегии придерживался Ии Наосукэ как политик? Став во главе сёгуната, Наосукэ столкнулся со множеством проблем. Наосукэ вынужден был самостоятельно прокладывать через них дорогу, полагаясь лишь на собственную волю и чувство ответственности. Полагаю, у него была сильная воля. Итак, Ии Наосукэ, первый чиновник бакуфу, став тайро, он сразу же начал активную деятельность на этом посту. Он провел множество мероприятий, но основными среди них, разумеется, являются взаимоотношения с Америкой. 1858 г. 18 июня. Со дня вступления Наосукэ на пост тайро прошло 2 месяца. В это время он получает письмо от посланника американского консульства Харриса. В нем содержится следующая информация о международной обстановке: Объединенные армии Англии и Франции разгромили во второй опиумной войне Китай (Манчжурскую династию), и теперь угрожают приблизиться к Японии, вот что было сказано в письме. Если Англия и Франция предъявит Японии также как и Китаю свои требования, подкрепленные как это водится силой оружия, неизвестно, насколько жесткими они окажутся. Тем самым Харрис угрожал сёгунату. Затем он предложил бакуфу заключить с Америкой договор о торговых отношениях на условиях, предложенных Америкой. В этом случае Америка, "жертвуя собой", обещает взять на себя роль посредника в переговорах с коалицией и потребует от нее заключения справедливого торгового договора. Ознакомившись с доводами Харриса, Наосукэ стал думать, как поступить: заключать договор с Америкой или нет. В этой ситуации Наосукэ необходимо было учитывать еще одно обстоятельство. Этим обстоятельством был императорский двор в Киото.

Заключение с иностранцами столь важного договора шаг весьма ответственный, Наосукэ рассчитывал получить от императора разрешение на это и тем самым заручиться поддержкой императора. Однако тогдашний император Комэй, придерживался старомодных взглядов и ненавидел иностранцев. Будучи прекрасно осведомлен об отношении императора к иностранцам, глава клана Мито, Токугава Нариаки в пику Наосукэ предлагает императору изгнать иностранцев из Японии и закрыть страну. Используя ученых, разделявших его точку зрения, Нариаки старается внушить киотосским аристократам (кугэ) следующие мысли: "Необходимо строго придерживаться политики изоляции. Предположения о том, что война с иностранцами неизбежна, необоснованны". Приняв аргументы Нариаки, аристократы советуют императору всеми силами противиться заключению торгового соглашения с Америкой. С одной стороны, Наосукэ думал так: Пока при дворе императора царят подобные настроения, торговый договор подписан не будет. И все же Наосукэ планировал, если возможно, заручиться согласием императора и только после этого заключать с Америкой соглашение о сотрудничестве. Однако чиновники из окружения сёгуна опасались, что Франция с Англией, прибыв в Японию, при помощи военной силы принудят их подписать позорный договор на невыгодных для страны условиях. Не желая при этом еще больше потерять лицо, они требовали от Наосукэ немедленного заключения договора с Америкой. В конце-концов Наосукэ решил следующее: Насколько возможно, откладывать подписание договора. Только если не будет иного выхода, подписать договор. 1858 г. 19 июня Между советниками бакуфу и американским посланником Харрисом состоялось подписание договора о торговле. Япония и Америка установили "дружеские" отношения. По прошествии 5 дней, 24 июня, глава хана Мито Токугава Нариаки, противник заключения договоров с иностранцами, поспешно прибыл в Эдосский замок, чтобы выразить протест против решения Наосукэ. Затем, напирая на то, что Наосукэ заключил столь важное соглашение без согласия императора, Нариаки потребовал изменения всей политики сёгуната. Он требовал также смещения Наосукэ с поста главы "совета старейшин". Наосукэ счел, что Нариаки необходимо устранить от участия в политической жизни. Наосукэ раздражало, что Токугава Нариаки, не взирая даже на то, что он был представителем клана Токугава, откуда происходили сёгуны, мешает проведению верной политики бакуфу. В конце-концов Наосукэ вынужден был применить к Нариаки решительные меры. В день приезда в столицу Нариаки был взят под стражу в эдосском замке и помещен под домашний арест. Самураи из Мито, недовольные тем, что их предводителя подвергли столь суровому наказанию, вознамерились восстановить его статус при дворе. Вновь заручившись поддержкой киотосских аристократов, император Комэй принялся хлопотать о новом назначении для Нариаки, вызывавшем у него больше доверия, нежели Наосукэ. 8 августа 1858 г От императора Комэй к самураям клана Мито было обращено императорское послание, в котором выражалась Его высочайшая воля: "То обстоятельство, что сёгунат единолично осуществил заключение торгового договора с иностранцами, иначе, как опрометчивым назвать нельзя. В связи с этим возникают сомнения в чистоте намерений чиновников сёгуната. Сохранность государства это самое главное, и поэтому, чтобы действовать осмотрительно, сёгунату впредь необходимо будет заручаться поддержкой всех даймё, начиная с представителей трех основных кланов". В этом послании к представителям бакуфу обращались наравне с остальными даймё, и этот факт был еще одним подтверждением того, что император ценил клан Мито более чем тайро Наосукэ, и точка зрения, высказанная Нариаки по поводу отношений с иностранцами, получила политическое признание. Вот что обо всем этом думал Наосукэ: "Если, подчинившись авторитету императора, рассуждать о положении в Поднебесной так, как самому этого хочется, вопреки реальности, то это лишь навлечет на страну бедствия". Наосукэ принимает решительные меры, чтобы повлиять на императора. Император обнародовал свое послание, и это позволило сторонникам клана Мито и вассалам аристократов, выступавшим в роли серых кардиналов, взять этот способ на вооружение.

Они начали рассылать даймё публично критикующие сёгунат послания, одно за другим. Наосукэ не дремал и вскоре под подозрение в антиправительственной деятельности попали даже интеллектуалы Ёсида Сёин и Хасимото Санаи. Репрессии достигли небывалых масштабов. Многие чиновники были понижены в должности. 80 человек были арестованы, 8 казнены.

В ответ на жесткие меры Наосукэ представители клана Мито. запланировали месть. До убийства с внешней стороны ворот Сакурада остался один год. Что ж, можно ли сказать, что Ии Наосукэ и Токугава Нариаки имели разный взгляд на управление государством? Конечно. Что же можно сказать о тогдашнем состоянии страны? Иными словами, как бы серьезно ни различались взгляды обоих политиков на управление государством, иного способа, кроме как силового, чтобы отстоять свою точку зрения, они найти не сумели, верно? Что ж, можно сказать, что в сложившейся ситуации большую роль сыграли предпочтения императорского двора.

Во-первых, стараниями льстецов из клана Мито увидело свет императорское послание. Сторонники клана Мито плели при дворе интриги, чтобы устранить Наосукэ из политической жизни. Во-вторых, не будем забывать, что кланы Мито и Итидзэн, а также княжества Сацума, Тёсю и Ёбама (?) уже предприняли ряд шагов для создания противосёгунской коалиции.

Они выступали за то, чтобы верховной в стране стала власть императора. С такой целью эти кланы и примкнули к императорскому двору. Побудив императорский двор действовать, более того позаимствовав императорскую печать! эти кланы сильно ослабили позиции сёгуната. И все эти действия в самом деле вели к свержению власти бакуфу. В то же время подобные действия угрожали целостности государственной системы. Как ни крути, это был чрезвычайно опасный для страны период. Неудивительно, почему в такой сложной обстановке Наосукэ вынужден был закручивать гайки. Однако, несмотря на все жесткие меры, предпринятые главой "совета старейшин", напряженность в стране не уменьшилась. Напротив его действия привели к возникновению еще бОльшого числа проблем. Удалось ли Наосукэ с ними справиться? Наосукэ несколько раз отправляет в Киото посланника. Наосукэ полагал, что, с помощью придворных, противостоящих при императорском дворе сторонникам клана Мито, ему удастся убедить императора Комэй в необходимости поддержать подписание торгового договора. Возлюбленная юности, Мураяма Така, пообещала оказать Наосукэ поддержку и содействие в этом начинании. Мураяма така жила в Киото и, благодаря своим покровителям, она обладала связями при императорском дворе. Чтобы снискать расположение у аристократов, она применила всю силу своего таланта и внешности. С помощью Така и других посланников Наосукэ удалось донести до слуха аристократов свои соображения: "Сейчас у Японии нет ни единого шанса выйграть войну с иностранными державами. Однако как только страна накопит достаточно военной силы, он (Наосукэ) планирует вернуться к политике изоляции", так объяснил тайро аристократам. Вскоре об этом доложили императору. 30 декабря 1958 г. Спустя полгода после заключения торгового договора императорский двор сообщил сёгунату императорскую Волю: "Во что бы то ни стало бакуфу следует избегать варварского влияния заморских держав. Известие о том, что Наосукэ держит курс на возвращение к прежней изоляции, принесло императору успокоение". На сей раз в силу неизбежных обстоятельств соглашение с киотосским двором было достигнуто. Император и его окружение, видя в уступках со стороны Наосукэ предпосылки к скорому возврату к изоляции, одобрили политический курс тайро и признали заключение торгового договора с Америкой. Эту радостную новость Наосукэ решил накрепко сохранить в памяти вместе с другими значимыми событиями в своей жизни Однако сам Наосукэ не мог обнародовать этого разрешения императора на торговлю с иностранцами. В Японии уже было много много иностранцев, чье присутствие основывалось на торговом договоре. Если сейчас обнародовать слова императора, надеющегося на вторичное закрытие страны, это вызовет разочарование всех иностранных держав. Противопоставить же мощи разгневанных иностранных держав самураям из клана Мито было нечего. На долю Наосукэ выпала чрезвычайно трудная задача. Вдобавок все еще оставалось в силе императорское послание к клану Мито о том, чтобы именно его представители занимались реформой бакуфу. При таком положении дел клан Мито мог в любой момент беспрепятственно вмешиваться в политику.

Обдумав ситуацию, Наосукэ в категорической форме потребовал, чтобы феодалы из Мито передали ему императорское распоряжение, согласно которому клан Мито провозглашался главным в сёгунате. Представители клана Мито в результате ожесточенных дебатов разделились на партию умеренных, выступавшую за то, чтобы передать сёгунату распоряжение императора, и на экстремистов, призывающих гнуть свою линию до последнего. Однако Нариаки и его сын Ёсиацу, назначенный главой Мито, сочли, что упорство в этом вопросе угрожает безопасности клана, в конце-концов смирились с возвращением власти сёгунату. Нариаки распорядился распустить экстремистскую группировку. Февраль 1860 г. Распущенные экстремисты из Мито, покинув родную провинцию, направились в Эдо.

Они полагали, что сёгунатом руководит злодей, игнорирующий повеления императорского двора; и поэтому решили так: Наосукэ нужно убить. В середине февраля из клана Мито к Наосукэ было доставлено письмо. В нем говорилось: экстремисты сбежали из клана, и что они предпримут, неизвестно, поэтому отправитель хочет, чтоб их немедленно арестовали. К этому времени в Эдо число экстремистов, желающих убить Наосукэ, достигло примерно 20 человек.

28 февраля Наосукэ навестил друг, глава клана Ята (?) Мацудайра Нобуясу. Он заметил, что среди сбежавших из Мито воинов наверняка много отчаянных головорезов. И первым делом, чтобы уменьшить риск быть убитым ими, Наосукэ должен покинуть пост тайро, и ждать, пока напряженность ситуации ослабнет. Так советовал Нобуясу. Наосукэ, ценя заботу друга, отвечал все же следующее: "Сегодня, когда страна стоит на краю опасной бездны, нет смысла печься лишь о собственной безопасности". Известно, что после этих слов Наосукэ решительно поднялся, и Нобуясу, пытаясь удержать друга, даже порвал рукав его кимоно. И, несмотря на предостережение, Наосукэ не стал увеличивать число своих охранников. Он считал, что число сопровождающих установлено в соответствии с правилами, и пример главы "совета старейшин", самолично эти правила нарушающего, недопустим. 1 марта 1860 г. Собравшиеся в Эдо экстремисты открыли тайное совещание. На нем они договорились о нападении на Ии Наосукэ. Итак, время: 3 марта. День приезда даймё со всей Японии в Эдо. Место: Эдосский замок, перед воротами Сакурада. Обсуждение проходило за два дня до убийства Наосукэ. Чтобы убедить императора Комей, Наосукэ обещал ему возвратиться к политике изоляции, то есть речь шла об изгнании иностранцев из Японии, я не ошибаюсь?

В соответствии с пожеланиями императора Наосукэ задумал закрыть страну, однако в то же время он усиленно укреплял иностранные державы во мнении, что никаких препон в отношениях с ними Япония чинить не станет. Однако не должны ли были такие противоположные направления в национальной политике привести к столкновению? Что ж, конечно. И я думаю, что сам характер Наосукэ, его личность нуждались в некоторых изменениях. У Наосукэ было сильно развито чувство ответственности, он был сильным человеком, но, возможно, ему не хватало уверенности.

И в итоге, честно говоря, возможно, и не достигли бы беспорядки эры Ансэн такой величины, если бы Наосукэ сумел открыто принять вызов оппозиции Однако ему этого сделать не удалось. Иными словами, ему следовало быть более внимательным к тем действиям, которые происходили за кулисами политической сцены. Хотя, вероятно, в ключевых вопросах политики Наосукэ уступать все равно не собирался. Вот поэтому-то он, человек старательный и добросовестный, в конце-концов настроил против себя так много недоброжелателей, и в итоге пал жертвой людской озлобленности. Так, наверное, можно сказать о том времени… Благодарю. Итак! На смену 2 марта 7 года Ансэй постепенно приходит 3-е марта. 3 марта Ансэй это по современному исчислению примерно 24 марта. То есть близок уже апрель, когда расцветает сакура. Однако в то время в Эдо выпало много снега. И мы, сегодняшние, вот-вот увидим, что произошло под завесой этого снега. Токио, район Тиёда Я стою неподалеку от места, где жил Ии Наосукэ. Это развалины резиденции клана Хиконэ. Здесь сохранился построенный еще во времена тайро такой вот колодец. В 9 часов утра процессия, сопровождавшая Наосукэ, выдвинулась из этой резиденции. Впереди, прямо по курсу видны ворота Сакурада. Расстояние от резиденции Хиконэ до ворот Сакурада было довольно коротким примерно 400 метров.

И на таком вот коротком промежутке произошло убийство. Утро 7 года Ансэй, В Эдо выпало не по сезону много снега. Экстремисты ждали процессию Ии Наосукэ перед воротами Сакурада. В то же время слуги принесли Наосукэ письмо. Оно было подброшено на рассвете. "Самураи из Мито планируют нападение, поэтому будьте начеку". Так было написано в письме. Однако Наосукэ, как и планировал, покинул свою резиденцию. О содержании письма с предупреждением об опасности он так никому и не рассказал. 9 часов утра. Покинувшая резиденцию процессия неспешно преодолевала 400 метров, разделявшие ее с воротами Сакурада. Защищавших паланкин Наосукэ бойцов личной охраны было 20 человек, вместе с пехотинцами-асигара их набиралось 40 это было число судьбы.

Когда процессия почти приблизилась к воротам Сакурада, в голове ее появился одинокий воин, сжимавший в руке петицию. Окружавшие паланкин самураи приблизились к нему. И в этот же миг!.. Воин-одиночка зарубил всех этих бойцов. Самураи из Хиконэ, заметив, что творится нечто странное, почти все устремились к голове процессии. Когда вокруг паланкина осталось мало защитников, экстремисты, окружив его со всех сторон, расстреляли из пистолетов. Одна пуля, пронзив стенку паланкина, попала Наосукэ в бедро. Он лишился возможности Звуки выстрелов привлекли внимание остальных экстремистов, попытавшихся достать Наосукэ из паланкина. В этот день из-за сильного снегопада охранники Наосукэ поверх мечей были одеты в амагу (одежда для защиты от дождя и снега). Из-за нее, не имея возможности вынуть меч, они гибли раньше, чем успевали вступить в бой.

Тем временем один из нападавших наконец-то сумел подобраться поближе к паланкину и вонзил в него меч. Наосукэ выволокли из паланкина и обезглавили. С того момента, как остановилась процессия, и до того, как убит был Наосукэ, прошло всего несколько минут. Сёгунат скрывал убийство Наосукэ. То ужасное обстоятельство, что лучший чиновник сёгуната, занимавший ответственный пост тайро, был так легко убит, воспринималось ставкой сёгуна как глубокая рана, нанесенная ей реставрацией. Однако от взгляда публики ничего не могло укрыться. Вскоре в городе стали появляться высмеивающие убийство Наосукэ надписи. В них высмеивалось ошибочное поведение главы клана Хиконэ, убитого средь бела дня в одном из людных кварталов города. Печать власти сёгуната оказалась запятнана кровью. Многие чиновники сёгуната, пониженные в должности из-за разногласий с тайро, после его смерти вновь набрали силу и начали расправу над теми, кто проводил репрессии вместе с Наосукэ. Одного за другим бывших в подчинении у Наосукэ людей хватали и подвергали наказанию. Месть настигла даже помогавшую Наосукэ Мураяма Така. Сожалевшая о смерти Наосукэ Така несколько раз подвергалась суровому наказанию.

Люди из кланов Тёсю и Сацума схватили ее и обрекли на унижение. С убийства с внешней стороны ворот Сакурада начались беспорядки периода Бакумацу. Изменившаяся с помощью мечей, а не дипломатии политическая обстановка утратила стабильность, а высокопоставленных чиновников убивали вновь и вновь. Возможно, трагическая смерть Наосукэ стала завершающим моментом 250-летней мирной жизни страны. Итак, 7 год Ансэй, 3 марта, что вы думаете о значении того времени? Одним словом, вы имеете в виду торговый договор и отношения на его основе с иностранцами. Что ж, нам теперешним нелегко представить, насколько значительными были происходящие тогда события. В государстве совершались величайшие преобразования. И по вопросу о том, какими именно этим преобразованиям надлежит быть, Наосукэ и Нариаки вынуждены были постоянно сталкиваться между собой, противостоять друг другу. Но оба они всерьез желали Японии благ и процветания.

Они оба считали, что Япония должна быть едина, что она должна противостоять агрессии иностранцев, и по поводу такого будущего для собственной страны у них не было разногласий. Но, так и не обнаружив основного сходства взглядов, Наосукэ и Нариаки разошлись во мнениях, и в результате произошло так много событий, приведших к гибели многих людей. Вот такое впечатление у меня создается о том времени. В конце-концов разногласия между возможными единомышленниками привели к убийству у ворот Сакурада. Пожалуй, что так. Как же в связи с убийством с внешней стороны ворот Сакурада история изменила свой ход? Что можно сказать? Само по себе нападение на Ии Наосукэ было, как ни крути, бессмысленным. Он ведь был обыкновенным главой клана. Это, я считаю, важно понять. После смерти Наосукэ даймё кланов Тёсю и Сацума, а также аристократы и множество самураев низшего ранга, и даже рядовые граждане, все они в полной мере активно стали вовлекаться в общественную деятельность. И в условиях нарождающегося нового общества с разнообразием мнений проводить политику бакуфу, выполнять единую волю сёгуната оказалось невозможным. Все это в конечном итоге привело к беспорядкам Бакумацу, приведшим к краху сёгуната. Большое спасибо.

Итак, вашему вниманию, уважаемые зрители, был представлен сюжет о судьбе Ии Наосукэ, бывшего столь недолгое время главой клана Хиконэ. Известие о том, что он станет наследником клана, произвело на него глубокое, до слез, впечатление. Однако доставила ли ему радость служба в этом качестве? Что ж, по крайней мере, назначение главой Хиконэ связало Наосукэ с его предками, которые тоже были правителями провинции. Однако в нашей передаче мы хотели бы раскрыть перед вами еще одну грань личности Наосукэ. Ведь он был не только политиком, но и человеком, глубоко ценящим прекрасное, человеком, занимавшимся искусством. Итак, предлагая просмотреть вам заключительный эпизод, я одновременно прощаюсь с вами. Благодарю за внимание. Всего доброго. Префектура Сига, город Хиконэ За пять лет до убийства Наосукэ оставил в Хиконе завещание. Осталось также письмо, написанное домашним из Эдо, строки наполнены грустью.

В нем мы видим истинное лицо Наосукэ публичного политика, видим, как терзают его сомнения и неуверенность.

"Думать о будущем страшнее, чем ступать по тонкому льду. Обстановка в стране становится все сложнее, И я волнуюсь о том, что будет дальше. Мито-доно (Нариаки) настроен ко мне крайне недружелюбно, и каких еще ожидать бедствий, я не знаю. Сердце за Поднебесную болит не переставая". Вместе с этим письмом оставлена еще одна записка поэтическое завещание Наосукэ. Он хотел, чтобы эти слова были выбиты вместе с посмертным именем на памятнике после его смерти. "Благочестивый старец Со взглядом прародителя вспоминает плакучую иву на заре". С тех пор, как Наосукэ посвятил свою жизнь политике, он всегда был готов к смерти. В Киото, на сцене старинного театра Но, до сих пор представляют вниманию зрителей написанную Наосукэ пьесу в стиле кёгэн. Пьеса называется "Черт на постоялом дворе". Это юмористическая история о том, как некий отталкивающего вида старикашка повстречался с женщиной в маске черта (то есть с женщиной-чертом). Пьеса Наосукэ, пережив ее создателя на сто пятьдесят с лишним лет, продолжает жить как произведение искусства. В ней жив и дух Наосукэ, человека, посвящавшего дни своей невеселой юности учению и искусству. И даже если бы не было второй половины жизни, в которой Наосукэ стал главой Хиконэ и тайро, одним из главных действующих лиц на подмостках истории, нет сомнений, что его имя сохранилось бы в памяти потомков как имя одного из творцов прекрасного.

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Тогда мы с вами обеднеем и не сможем оплатить войну.

Если это не ее номер, сколько потенциальных жертв могут пасть от руки мужчины, знаменитого, живущего в уединении, которого не видели несколько лет? >>>