Христианство в Армении

Чистота идеологических принципов приравнивалась едва ли не к государственной безопасности

Эти предубеждения нередко служили основанием для подозрения православного духовенства в «контрреволюционных действиях», что вело к применению «превентивных мер защиты революции». К таким мерам относилась и высылка духовенства и монахов в отдаленные места и малолюдные районы. Так, только Тверским трибуналом в 1919—1920 годах было осуществлено несколько высылок священников; немалая часть духовенства в Тверском уезде, как и в других местах, была осуждена и лишена трибуналом избирательных прав, 13,2 процента из них была ограничена в свободе передвижения, поражена в правах, в выборе места жительства, профессии, рода занятий и т. д.
Справедливости ради надо сказать, что немало прошло и процессов, на которых была квалифицированно вскрыта неблаговидная, а то и откровенно реакционная роль отдельных религиозных деятелей. Так, вряд ли найдутся и сегодня разумные основания для опротестования результатов процесса по делу о печально известном проповеднике Грязнове, неоднократно устраивавшем провокационные и шарлатанские «богослужения» перед верующими. Немало было тогда и других подобных аферистов. Но вторжение государственных карательных органов в область, где затрагивались религиозные чувства верующих, должно было быть, видимо, все-таки более осторожным, ограниченным, осуществляться только в силу самой острой необходимости. Вряд ли следовало в каждом таком случае приводить в действие мощную машину государственного принуждения, доводить дело до суда. Думается, что достаточно эффективными действиями против тех шарлатанов и аферистов, религиозных дельцов, которые своей антиобщественной практикой реально не угрожали государственным устоям, могли быть методы пропагандистского воздействия, общественного осуждения, публичного разоблачения обмана перед верующими. Поскольку считалось, что религиозные проходимцы своими «трюками способны затуманить пролетарское сознание масс и отвлечь их от идей социализма», то чистота идеологических принципов приравнивалась едва ли не к государственной безопасности. К сожалению, многие сотрудники НКВД, ВЧК, НКЮ ставили на одну доску с проходимцами крупных церковных иерархов, серьезных и честных людей, патриотов Родины, критически относившихся к некоторым шагам Советской власти.

<<< Более лояльное отношения к другим конфессиям

Конфликт с католиками >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын