Христианство в Армении

Антоний - «владыка черносотенных изуверов»

Достоевский сыграл немалую роль в судьбе будущего митрополита. Подолгу беседовал с ним на религиозные темы, укреплял в вере. Начитанный, набожный, честолюбивый юноша, как отмечали современники, послужил в известной мере прообразом Алеши из романа «Братья Карамазовы», над которым тогда работал писатель. Подмечали, что Достоевский даже сохранил имя прототипа.
Окончив гимназию с золотой медалью, Алексей Храповицкий поступил в Петербургскую духовную академию и уже на втором курсе постригся в монахи. Но то было не обычное затворническое монашество. Жажда деятельности и тщеславные устремления направляли его помыслы и поступки. Еще находясь в стенах духовной академии, Антоний начал карьеру религиозного проповедника, публициста, блестящего лектора и популяризатора, ученого-богослова.
Церковь быстро признала высокие притязания молодого монаха. В 24 года он — магистр богословия, в 26 — архимандрит, затем ректор духовных школ и академий в Москве, Петербурге, Казани. В 34 года Антоний становится епископом. Ему не исполнилось и 50, когда было издано собрание его богословских сочинений, присвоена степень доктора богословия. Будучи архиереем в ряде епархий, Антоний стяжал еще и славу ярого защитника самодержавия. В начале века на всю Россию звучали его верноподданнейшие призывы к православным верующим с архиерейской кафедры в Житомире, когда он был епископом одной из крупнейших епархий — Волынской. Немало сил положил Антоний в борьбе с революционным движением масс, осыпая большевиков проклятиями, призывая народ не доверять «богоотступникам-социалистам». Недаром В. И. Ленин называл Антония «владыкой черносотенных изуверов» — так велика была его слава как лидера правого крыла промонархического движения. Антоний был весьма влиятельной фигурой в борьбе за возрождение патриаршества в России, неоднократно выступал с подобными идеями в печати, убеждал императора, а также С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, других видных сановников и деятелей в различных составах царского правительства в необходимости возрождения этого церковного института.

<<< «Контрреволюционеры в рясах»: кто есть кто

Антоний уединяется в Киево-Печерской лавре >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын