Христианство в Армении

Открытый конфликт с Советской властью

Так, еще в декабре 1917 года, противодействуя органам и политике Советской власти, Поместный собор принял продиктованный антибольшевистскими настроениями документ «О правовом положении Российской церкви», который не мог иметь необходимой юридической силы. По сути, члены Собора пошли на открытый конфликт с Советской властью, принимая эти положения, в которых едва ли не в ультимативной форме говорилось: «1. Православная Российская Церковь, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение. Глава Российского государства, министр исповедания и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными. Во всех светских школах воспитание детей должно соответствовать духу православной церкви. 2. Церковь получает из средств госказначейства по особой смете ежегодно ассигнования в пределах ее потребностей.» и т. д. Конечно, новое Российское правительство не могло пойти на выполнение этих требований. Это понимали и многие члены Собора, но продолжали упорствовать. Конфликт все более обострялся. Никто не искал пути к компромиссу.
Правда, еще в конце ноября 1917 года, по всей видимости не без влияния В. Д. Бонч-Бруевича — одного из крупнейших знатоков проблем русского сектантства , не одобрявшего объявления «войны монастырям», в Совнаркоме прошло обсуждение и было принято постановление о необходимости публикации письма священника М. Галкина к верующим о полезности налаживания отношений с Советской властью, осуждения антисоветских позиций церкви. Пожалуй, это была некоторая попытка прощупать позиции церкви на предмет ее лояльности к новой власти. Но, во-первых, для этой цели была выбрана не та фигура. (Галкин, сняв сан, вскоре, как уже говорилось, будет активно работать над осуществлением декрета СНК об отделении церкви от государства в VIII отделе НКЮ.) Во-вторых, в обстановке обострявшегося конфликта, возможно, со стороны власти нужны были более эффективные действия по «наведению мостов», а не противопоставления «сочувствующего» Советской власти духовенства «контрреволюционному». Но этому не способствовали как контрреволюционные настроения церкви, и их нельзя преуменьшать, так и настроение большевиков поскорее разделаться с религией как «опиумом народа».

<<< Первое решение решение о реквизиции помещений

Отношение к религиозным организациям и церквам национальных меньшинств >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын