Христианство в Армении

Истоки Украинской автокефалии

Окончательно оформить Украинскую автокефалию тогда церковному Собору в Киеве не удалось. Лишь в 1921 году центральные и республиканские власти, несмотря на сильные возражения Московского патриархата и лично главы РПЦ Тихона, санкционировали намерение «инициативной группы искренне верующих людей — сторонников «Всеукраинской Православной Церковной Рады», у истоков создания которой стоял С. Петлюра, провести в Киеве церковный Собор для учреждения Украинской автокефалии. Собор в Киеве, проигнорировав возражения патриарха и провозгласив создание Украинской автокефальной православной церкви, в дополнение к этому совершил еще ряд неканонических деяний. Например, в нарушение всех догматов, при полном отсутствии епископов, посвятил в архиереи двух членов Собора: В. Липковского — в митрополиты, Н. Шараевского — в архиепископы, за что их прозвали «самосвятами». Тем не менее состоявшийся в мае 1923 года обновленческий Поместный собор РПЦ, представленный исключительно противниками «тихоновской ориентации» в русском православии, признал автокефалию Украинской церкви. Было еще несколько попыток разных групп духовенства провозгласить «автокефалию» на Украине. Довольно скоро выяснилось, что руководство едва ли не всех этих течений все более сдвигалось на антисоветские позиции, занимаясь скорее политическими, чем религиозными вопросами. Сложный и конфликтный характер приобрели их отношения не только с быстро восстановившими былое влияние «тихоновцами» в РПЦ, но и с поддержавшими их обновленцами. Учитывая к тому же, что к концу 20-х годов существование религиозных организаций не вписывалось в создаваемую Сталиным административно-командную систему, особенно «воинствующее» содержание антирелигиозной работы на Украине, а также все более тесную связь автокефалистов с родственной организацией, центры которой были созданы эмигрировавшим духовенством в США и Польше, судьба «Украинской автокефальной церкви» была предрешена. В январе 1930 года в Киеве был созван чрезвычайный Собор УАПЦ, на котором под давлением обновленцев и властей, а также по предложению части делегатов из числа верующих и духовенства было принято решение «о самороспуске церкви». Приходы бывшей УАПЦ влились в РПЦ. Хотя впоследствии, особенно в период оккупации Украины, не раз осуществлялись попытки «восстановления» УАПЦ, в том числе они имеют место и в настоящее время.

<<< Предпосылки церковного раскола.

Ликвидация Синода и план по изъятию церковных средств >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын