Христианство в Армении

Массовое закрытие монастырей

В том же августе 1918 года, через несколько дней после заявления по Сретенскому монастырю, Н. Д. Кузнецов вновь послал в Совнарком письмо в связи с закрытием в Москве очередного монастыря — на этот раз Ивановского женского. «22 августа днем,— писал он,— в Ивановский женский монастырь в Москве на Солянке явились два человека, которые осмотрели некоторые помещения. Ничего не объясняя и выпив по стакану чая, они ушли. А после ухода на столе нашли сложенную бумагу, в копии при сем прилагаемую. Она оказалась ордером Чрезвычайной комиссии при СНК по борьбе с контрреволюцией № 5525 от 22 августа 1918 года на имя тов. Моздревича об очищении монастыря в течение 3 дней. На оборотной стороне ордера сделана карандашом надпись: «Начальнице Ивановского монастыря на память об ужасных большевиках. 22.VIII». Подпись автора неразборчива. До сих пор неизвестно было, чтобы Чрезвычайная комиссия получила право выселять в Москве целые монастыри. По моему мнению, такие действия противоречат Декрету 23 января 1918 года о свободе совести, предоставляющему право каждому исповедовать религию, жить по ее правилам и по своим монашеским обетам. Во всяком же случае, разве возможно требовать, чтобы монастырь, в котором проживают около 270 человек, мог выселиться из занимаемых ими несколько веков зданий в какие-нибудь 3 дня. Ведь это никогда не исполнимо физически, а тем более в наши дни, при отсутствии в Москве свободных помещений и средств перевозки. В числе сестер Ивановского монастыря находятся около 30 человек очень старых и крайне слабых, которые едва могут двигаться. Куда же деваться этим монахиням, да и многим другим, которые прожили в монастыре почти всю свою жизнь и совершенно порвали всякие связи с миром». Далее Кузнецов отмечал, что монастырь имеет приход — рабочих фабрики Расторгуева, которые тоже против закрытия монастыря. Письма, жалобы духовенства, монахов и верующих о закрытии монастырей поступали в Совнарком не только из Москвы, но и из других мест страны. Во второй половине 1918 года решением местных властей закрываются монастыри в Калужской, Олонецкой, Вятской, Костромской и других губерниях. Во многих монастырях насельники и насельницы стали образовывать в духе того времени своеобразные религиозно-трудовые артели, коммуны, чтобы таким путем сохранить обители, коллективным трудом добывая средства к существованию. Где-то это были всего лишь маневры, уловки, но нередко монахи действительно вели подлинно коммунный образ жизни. Кстати, общежитийный монастырский устав вообще был близок коммунному быту. Но и эти монастыри закрывались властями. В Калужской губернии, например, губком принял решение закрыть разом все 18 монастырей, включая знаменитую Оптину пустынь, и выселить из них всех более 4 тысяч монахов, монашек, в том числе и старых, немощных, одиноких.

<<< Упразднение Сретенского монастыря

Ликвидация старой церковной машины >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын