Христианство в Армении

Идеи христианского коммунизма

Казалось, что к концу 1918 года конфликт между Советской властью и многими сектантскими организациями, зародившийся на почве отрицательного отношения последних к военной службе своих единоверцев, приведет к труднопредставляемым последствиям. Не надо забывать, что сектантство пустило в крестьянской среде к этому времени довольно глубокие корни. Число приверженцев сектантских общин в России достигало тогда, по оценке В. Д. Бонч-Бруевича, больше 10 миллионов человек. Многие большевистские деятели считали, что воздействовать на сектантов можно только силой. Но В. И. Ленин понимал, что подобный подход может лишь осложнить ситуацию. Не случайно, выступая, 19 ноября 1918 года на I Всероссийском съезде работниц, он отмечал: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу». А. И. Рыкову, В. Д. Бонч-Бруевичу и некоторым другим деятелям партии представлялось, что идеи христианского коммунизма, имевшиеся в сектантской среде, могут стать основой для сотрудничества с Советской властью. Эти убеждения у Рыкова, например, сохранялись долгое время. И к середине 20-х годов он оставался верен им. Выступая в 1924 году на XIII съезде РКП (б), он говорил: «Те сектантские течения, которые под духовным и религиозным соусом проводят революционные задачи и которые иногда близки к отрицанию частной собственности, нужно использовать всячески и целиком».
В первое послереволюционное время у части большевиков вера в революционные потенции сектантов была очень велика. В значительной мере эти надежды питались заявлениями ряда влиятельных сектантских деятелей о своей полной поддержке политики Советского правительства, идейных принципов большевистской партии в области распределительных отношений, социальной справедливости, коллективистских начал в сфере производственных отношений и т. д.

<<< Ухудшение отношений с сектантами

«Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын