Христианство в Армении

Кому мешали «святые мощи».

В 1918 году с событий в Александро-Свирском монастыре началась кампания по ликвидации святых мощей, хранимых и чтимых церковью,— одна из самых сомнительных мер Советской власти в борьбе с религией. Подчеркну, что эта кампания началась именно в 1918 году, а не в 1920, когда 30 июля СНК принял специальное постановление «О ликвидации мощей во Всероссийском масштабе». (Любопытно, что днем раньше, 29 июля, Совнарком обсудил вопрос и утвердил решение «О результатах вскрытия мощей», где обобщил эту работу, уже проведенную в 1918—1920 годах, и наметил активизировать ее далее.) Это признавал и Красиков в докладе на VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 года, когда отмечал, что «вскрытие мощей для показа массам обмана их церковью» началось именно в 1918 году с реквизиции ценностей Александро-Свирского монастыря. «Отдел проводит,— подчеркнул тогда Красиков,— линию на полную ликвидацию мощей».
Эта широкомасштабная акция (а всего за 1918— 1920 годы было вскрыто более 60 мощей) 10 вряд ли согласовывалась с принципами декрета об отделении церкви от государства. Можно по-разному относиться к почитаемым церковью святым мощам, но грубо вмешиваться в сугубо внутренние дела церкви, регулировать, по сути, каноны ее жизни и богослужебной практики государству в лице его исполнительных органов власти все-таки непозволительно. Какими бы благими целями это ни объяснялось.

<<< Изъятия начались еще до кампании по реквизиции культовых ценностей

Акции вскрытия святых мощей >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын