Христианство в Армении

Кто боялся «интеллектуальных убийств»?

Как известно, 16 августа 1919 года в «Известиях» за подписью В. И. Ленина и Я. М. Свердлова было опубликовано специальное воззвание к казакам, на которое духовенством было обращено особенное внимание. В письме, направленном в тот же день, 16 августа, на имя В. И. Ленина Н. Д. Кузнецовым (поступило оно в СНК почему-то только 31 декабря), специально отмечалось, что «Рабоче-Крестьянское правительство объявило всем свободу веры. Оно говорит: религия дело совести каждого и не вмешивается в это дело. Оно строго запрещает оскорблять храмы и религиозные обычаи. В таком именно духе,— продолжал в письме Кузнецов,— я всегда и понимал революционные законы о свободе совести, декрет 23 января 1918 года и 13 статью Конституции Советской республики. Я так и действовал в соответствии с законом, требуя исправлять его нарушения. Но VIII отдел НКЮ, напротив, нарушал законы до января 1919 года, а затем и после, со времени появления там на службе И. А. Шпицберга (с июля 1919 г.), который выступает на митингах с оскорблениями религии и церкви». Кузнецов просил В. И. Ленина приостановить деятельность VIII отдела Наркомюста как постоянно нарушающего законы.
Особое негодование духовенства и верующих вызывали методы работы одного из его сотрудников — упоминаемого Кузнецовым Шпицберга. С жалобами на него в Наркомюст, СНК обращались патриарх Тихон, другие иерархи православной церкви. Об истории и сути этого конфликта пытался поведать Кузнецов в письме В. И. Ленину от 14 августа 1919 года, в котором отмечалось, что И. А. Шпицберг до революции был адвокатом по бракоразводным делам. Отстаивал с особой активностью интересы, буржуазии и вообще зажиточных слоев. Потом втерся в доверие к печальной памяти обер-прокурору Святейшего Синода В. Н. Львову и был допущен последним в комиссию Синода об изменениях правил о разводе. Действовал Шпицберг тогда весьма рьяно в интересах церкви, Синода. А теперь выясняется, что он давно коммунист по убеждениям, является принципиальным врагом церкви.

<<< Закрытие Троице-Сергиевой Лавры

Жалобы на Шпицберга >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын