Христианство в Армении

Разные позиции по суду Тихона

Надо отметить, что нелепые обвинения Тихона в «спекуляции свечами» в Иверской часовне с тех пор стали довольно часто фигурировать в докладных записках НКЮ в вышестоящие и судебные инстанции. Именно эти бездоказательные обвинения послужили тогда основой для нового следствия «по делу патриарха Тихона».
К новому «делу патриарха Тихона», готовившемуся VIII отделом НКЮ в августе — сентябре 1920 года, в ЦК РКП (б), Совнаркоме и во ВЦИКе относились по-разному. За безусловное осуждение за «контрреволюционную деятельность» высказывалось большинство влиятельных членов этих органов, в том числе Троцкий, Дзержинский, Курский, Зиновьев, Каменев, Бухарин, Ярославский, Молотов и другие. Однозначно отрицательно высказывались первоначально (до принятия решения) Бонч-Бруевич, Луначарский, который еще в 1919 году, в самый разгар «революционной войны» с религией, призывал воздерживаться от административных мер. «Не издевательство,— писал Луначарский,— не вульгарные наскоки на христианство, а только популяризация истинно научной точки зрения на христианство и религию является оружием для достижения нашей цели». Кстати, именно Луначарский был едва ли не единственным из большевистского руководства, кто с 1918 года выступал за расширение дискуссий, а не конфронтацию с церковью на почве мировоззренческих разногласий, сам активно участвовал в них.
Колебались в вопросе о суде над Тихоном Рыков, Томский, Калинин. Последний, например, 20 сентября 1920 года писал по этому поводу Красикову: «Что касается судебного процесса, то Вы согласитесь со мной, что агитационная цель будет достигнута в тем большей степени, чем слабее будет карательная и сильнее разоблачительная сторона.»

<<< Позиция Тихона

Ограницение свободы передвижения Тихона >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын