Христианство в Армении

«Дело объединенного Совета приходов Москвы»

В сентябре 1919 года Бонч-Бруевич в записке, направленной Крыленко, выразил сомнение в причастности Кузнецова к «делу объединенного Совета приходов Москвы», так как знал его как честного религиозного деятеля, стоявшего вне политики. Но признание этого следствием сделало бы невозможным продолжение «дела», так как из него извлекался бы один из самых важных элементов «доказательства» существования самого «Совета». Поэтому следствие усилило поиски компрометировавших Кузнецова показаний. Однако выявить что-либо существенное не удалось. Да и Бонч-Бруевич внимательно следил за судьбой Кузнецова.
Вмешательство В. Д. Бонч-Бруевича помешало следствию довести до желанного конца свой замысел. Он не раз ставил под сомнение выводы и доказательства следствия. Так, в том же сентябре 1919 года в письме к Крыленко по поводу малообоснованного ареста известного сектантского деятеля И. Бочагина по «делу объединенного Совета приходов Москвы» Бонч-Бруевич заявил, что вообще во всем этом «деле» много «неясного и предвзятого».
Следствию оставалось одно — «приналечь» на бывшего обер-прокурора Синода, «махрового религиозника» А. Д. Самарина. Учитывая, что в «деле объединенного Совета приходов Москвы» участие Самарина к тому времени все больше опровергалось, решили обвинить его заодно и в «сношениях с белым духовенством», передаче ему неких секретных сведений. Тогда на помощь Самарину выступил патриарх Тихон. В письме в Совнарком 25 апреля 1919 года он отмечал: «Мне сообщают, что будто бы члену Соборного Совета А. Д. Самарину, томящемуся в Бутырском заключении, между прочими пунктами обвинения предъявляется и тот, что у него найдено письмо мое к митрополиту Антонию Киевскому. Если это справедливо, то я решительно отказываюсь понять, в чем тут вина Самарина, да и вообще кого бы то ни было. Украина входила в состав Российской державы, и Украинская церковь представляла из себя часть Российской церкви, попечение о коей возложено на меня как Патриарха Всероссийского. Почему я имею не только право, но и долг обращаться с посланиями к представителям разных епархий и направлять таковые не только по почте, которая оказывается не всегда исправной, но и пользоваться оказией. Такой оказией являлась поездка Самарина на юг, и я поручил ему, если он будет в Киеве, заявиться к митрополиту Антонию и передать ему мои и нашего Всероссийского Собора взгляды по тогдашнему злободневному вопросу об автокефалии Украинской Церкви. Дело в том, что со времени отделения Украины от нашей Советской Республики (подчеркнуто в тексте патриархом) у местных горячих голов явилась мысль и желание отделиться от Российской Московской Церкви и образовать свою автокефальную церковь. Такое желание было поддержано и некоторыми членами Украинского Кабинета при бывшем гетмане Скоропадском. Всероссийский Собор решительно высказался против автокефалии Украинской Церкви как антиканоничной, обещая, однако, Украинской митрополии автономию во внутренних делах церковных — в управлении, суде и богослужебной практике. Это и было поручено Самарину, направляющемуся тогда в Киев, передать митрополиту Антонию. Но, к счастью, трезвый голос благоразумия взял перевес на Украинском Соборе, бывшем в то время в Киеве, и я получил сообщение оттуда, что автокефалия Украинской Церкви отвергнута Собором и возбуждается ходатайство только об автономии, каковая автономия и утверждена Всероссийским Церковным Собором.

<<< Бонч-Бруевич против Наркомюста

«За антисоветские настроения и действия» >>>

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын