Христианство в Армении

Почему ты говоришь мне об этом за ужином?

В ней был город, ощетинившийся башнями, а его правительницей была знаменитая, легендарная, известная ещё по Библии царица Савская. Память о ней, как о возлюбленной царя Соломона сохранилась в Ветхом Завете. Правда об этой мифической фигуре и её государстве начинает выходить из-под песков наружу, последние находки археологов позволили реконструировать её нетронутое святилище. ЦАРИЦА САВСКАЯ вслед за мифом О царице Савской упоминается в древних священных книгах иудаизма, христианства и ислама, в арабском фольклоре, а также в эфиопских историях. Эта магическая личность, появляется словно ниоткуда, но что за правда стоит за сказанием об этой царице и её царстве? 30 веков пересказывается её история, передаётся на десятках языков, выдумки и факты в ней неразделимы. "Соломон и Шеба" В голливудской версии царица представляется лукавой языческой искусительницей, соблазнившей Соломона, в надежде погубить Израиль. Величайшая любовь, которую когда-либо видел мир! С любовью досталась она мне, и из любви я исполню её ритуал. Бесстыдный ритуал плодородия из Ра-гона! Ученые и археологи признают Соломона исторической личностью, но, похоже, что и царица, покорившая его сердце, становится уже больше, чем просто фантазией. Некоторая доля фантазии, придавая поэтичность древней истории, тем самым сохраняет в ней древнюю реальность. До сего дня царица Савская остаётся самой дразнящей загадкой истории. Возможно, легенды сохранили память о реальной древней правительнице. Может, в них слились воспоминания о нескольких женщинах, некогда правивших народами в пустыне. Учёные не могут точно утверждать, и это лишь усиливает легендарный статус царицы. Стремление больше узнать о мифической царице и её давно исчезнувшем царстве и привело нас в пустыни южного Иемена, которые славятся разбоем. Возглавляет экспедицию 76-летняя Мэрилин Филипс-Ходсон, группа археологов прибыла с нею в разрушенный город Мариб, когда-то он был столицей большой торговой империи. Арабы называли царицу Саба, евреи Шеба. Рядом с городом под тысячами тонн песка скрываются остатки величайшей святыни Мариба, "Махрам-Билькис", храм Шебы. Потребность поработать здесь возникла у Мэрилин полвека назад. В 1952 году её брат Вендел прибыл с археологической экспедицией в Иемен, снимался также фильм о работе экспедиции. С детства очарованный легендой о царице Савской Венделл думал найти доказательства того, что царица была реальной исторической фигурой. Венделл, известный искатель приключений, вдохновитель истории об Индиане Джонсе, приступил к раскопкам. Он нанял 160 бедуинов, которые помогали раскапывать сооружение, остававшееся нетронутым свыше тысячи лет. Постепенно проступили контуры огромного двора, с ними свидетельства существования забытой империи сабейцев. Надписи говорили, что храм и изображения в нём посвящены богу плодородия Альмакаху. Традиционный арабский фольклор тоже связывает Шебу с древним культом плодородия, и находки укрепили уверенность археологов, что здесь найдутся подтверждения её реальности. Какой великолепной должна была быть эта страна в 10-м веке до нашей эры, когда здесь правила царица Савская. Храм Махрам-Билькис может оказаться самой богатой археологической сокровищницей среди всех раскопок в арабском мире и на всём Среднем Востоке. Но не всех убедили открытия Венделла. Кое-кто полагал, что храм датируется 4-м веком нашей эры, полторы тысячи лет спустя после знакомства Соломона с царицей. Венделл неустрашимо продолжал полагая, что вот-вот опровергнет традиционное мнение. Но вмешалась судьба. Враждебность местных сатрапов достигла максимума, посыпались угрозы. Венделл Филипс скрепя сердце решил увезти экспедицию из Иемена. Мне намекнули, что я буду убит завтра в 3 часа. Мы не понимали, в чём дело. Какое-то враждебное племя кочевало по Вади-Хари. В нашу пользу было обстоятельство, на которое я рассчитывал. Они не ждали, что американцы бросят имущество на миллион долларов ради своего спасения. Мы же убрались, пока не зазвучали выстрелы, и быстро проехав пустыню сумели спастись. Венделл не вернулся в Йемен. Он перенёс ряд инсультов и инфарктов, и за ним до самой смерти ухаживала его сестра Мэрилин.

Он был парализован, еле двигался, я заново учила его ходить, действовать рукой, а он ещё не потерял надежды. Он часами планировал новую экспедицию. А Йемен на десятилетия закрылся для внешнего мира. И пустыня поглотила храм. Речи не шло, чтобы я его заменила. Он намеревался сам всё сделать. Но когда с ним случился второй инфаркт, всё, казалось, было кончено, но только не для меня, я не сомневалась, что его желание осуществится. Как и её брат, Мэрилин убеждена, что реальность царицы Савской будет доказана там, в Махрам-Билькис. Йемен и сейчас является опасным местом. Веками он был закрыт для иностранцев, десятилетия шла гражданская война. Даже сейчас пустынные вожди похищают приезжих ради выкупа. Но опасности не отпугнули Мэрилин от её цели. Через четверть века переговоров с йеменскими властями ей разрешили вернуться к древнему храму. Я верю, что царица Савская существовала.

Её историей пронизаны жизни особенно на Аравийском полуострове, они крепко в это верят, а как эта вера могла продержаться столько веков? Раскопки на древнем месте начались под мощной охраной. Группа надеялась найти свидетельства поклонения царице Савской. Им отвели лишь месяц. После этого им не гарантировалась безопасность. Я этого не видела. Самими раскопками руководит профессор Билл Гланцман из канадского университета Калгари. Знаток археологии Йемена, Билл решил раскопать прежде не тронутые здесь места, возможно, именно они прольют свет на жизнь сабейцев и их знаменитую царицу. Это святилище Махрам-Билькис важно потому, что здесь, в Марибе, был центр древнего Сабейского царства.

В этом смысле он великий исторический центр, это также крупнейшее доисламское святилище, пока известное на Аравийском полуострове. В этом регионе правили могучие царицы. Некоторые достигали величия и славы, как, например, египетские царицы Хатшепсуп и Клеопатра. Но с царицей Савской другая история. Только по имени мы сможем реально определить её, как историческую личность. Нужно найти связующее звено, если оно есть, которое докажет реальность её и легенд, которые её окружают. Эта территория занимает 60 тысяч квадратных метров, размер восьми футбольных полей, и каждый сантиметр приходится проверять вручную. Работа непростая, и её затрудняют песчаные вихри, возникающие без всякого предупреждения. В арабском фольклоре эти вихри, так называемые "джини", имеюттесную связь с легендарной царицей Савской. В бедуинских сказках она родилась оттакого вихря-духа. По легенде в этой древней столице Марибе, ставшей потом процветающим городом, среди торговцев жила красавица-дух Умая. Она безумно влюбилась в важного советника правителя и от их связи родилась дочь. Получеловек-полудух девочка получила имя Билькис, её отдали на воспитание пустынным духам. Подросшая Билькис узнала от проходящих караванов, что в Марибе воцарился злой правитель. Однажды она проникла в жилище правителя и вонзила ему в сердце кинжал, спасая народ сабейцев, и сама стала их правительницей. Через две недели раскопок усилились надежды Мэрилин найти связь между этим местом и легендой о царице Савской. Из песков появилась какая-то надпись. О, Боже. Это же очень большая надпись, к тому же священная. Здесь упоминается имя царя, а мы также говорили. Надпись поддержала уверенность в том, что храм был построен царём. Надписи бывают информативны. В них оглашаются царские указы, обещаются жертвы храмовым богам. Это царский указ. Венделл этого не видел, он не видел интерьеров. Если это действительно царское здание, в нём должны найтись другие царские надписи, возможно, что и царские могилы. Вендел не смог доказать, что святилище настолько старое, что может быть связано с царицей Савской, но современная техника датировки перевернула традиционные предположения о его возрасте. Мы знаем, что святилище восходит минимум к эпохе царя Соломона, примерно 915-900 годам до нашей эры, может, даже раньше лет на 500-600, а значит, если у него имеется какаю-то связь с исторической фигурой вроде царицы Савской, она может быть найдена здесь. Мог ли этот храм быть последним местом пребывания реальной царицы Савской? В 10-м век до нашей эры, когда предположительно она жила, город Мариб был большим торговым центром, крупной станцией на торговых путях караванов, которые пересекали эту пустыню. Здесь было место обмена товаров и торговых лавок. Эта культура в огромной мере покоится на устной традиции, до сих пор отправившись в пустыню, посидев у бедуинских костров, вы придёте в восторг оттого, что услышите.

Торговцы, проезжавшие по этим обширным пустым ландшафтам, были бесценным источником рассказов, сплетен, новостей, и, конечно, здесь быстро узнали о царе Соломоне, правителе Израиля. Истории о Соломоне расходились вдоль и вширь. Конструкция его величественного храма стала известна по всей Аравии.

Он прославился также своей божественной мудростью, способностью общаться с животными, говорили даже, что Соломон способен повелевать духами. В священной книге эфиопов Кебра-Негаст говорится, что известие о грозном царе достигло и Шебы от проезжавшего торговца. В этом варианте легенды говорилось, что торговец по имени Тамрин побывал в Иерусалиме, услышал о мудрости Соломона, и, конечно, пересказал всё самое важное о чужеземцах, что следовало знать в его стране, его царице.

Шеба узнала, что Соломон очень знающий человек, а раз она хотела создать сильное государство, то ощутила потребность поехать туда, вкусить от его мудрости, чтобы, вернувшись, лучше укрепить своё государство, усилить свой народ. Она сказала: "Это чудесно. Чем больше я слышу о его мудрости, тем больше хочется услышать его лично. Я должна поехать и узнать, действительно ли он так мудр. Представьте, чему мы можем у него научиться". Как Соломон узнал о царице, написано в Коране. В этой версии событий ручной ворон Соломона был отправлен на поиски пропавшей ценной птицы Хупу, которая затерялась в далёких странах. Приведённая вороном домой птица Хупу рассказала Соломону о далёком оазисе, которым правит прекрасная и богатая царица-язычница. В этот момент Соломон удивился, почему она, такая красивая и богатая, не знает истинного бога и никогда не приезжала отдать ему дань уважения, и он повесил на шею птицы Хупу письмо, а птица отвезла его царице. Царица огласила письмо на придворном совете и спросила, что с этим делать? Письмо прислали царице, но очевидно, в нём содержался ультиматум. Шеба была обязана уважить Соломона или рисковала его разгневать. Он поняла, что Соломон весьма опасный человек, и было бы хорошо установить с ним добрые отношения, но она не так уж рвалась встречаться с ним, оказывать почтение, подчиняться ему, и сначала попробовала другое. Она прибегла к дипломатии и послала в Иерусалим сказочные богатства, в надежде этим умаслить Соломона. Соломон был оскорблён. Бог даровал ему нечто более сильное, чем богатство, мудрость.

Шеба, однако, понимала, что если война придёт на их землю, то пострадают все, и вопреки мнению советников она всерьёз решила отправиться в Иерусалим и уладить эти дела сама. Совсем незачем доводить дело до настоящих военных действий. Согласно Библии слуги собрали множество подарков Соломону: золото, драгоценные камни и пряности, но, конечно, главной причиной её визита было не дарение, а продвижение торговли. Если заглянуть в Библию, вы узнаете о могуществе Соломона, и как Шеба была очарована его мудростью, но соскребя позолоту, вы увидите лишь свидетельство о торговом соглашении и о множестве товаров, которые она привезла к Соломону. В повествовании не говорится, что это были подарки, а только, что она их привезла, так что думаю, произошли две вещи. Они обменялись подарками, но всё-таки она привезла много товаров и этим, по сути, сказала: "Прошу, давай заключим сделку". Среди богатств, которыми в изобилии обладали древние сабейцы, был ладан, благовоние, которое израильтяне использовали в религиозном служении.

Ладан до сих пор можно купить на йеменских рынках. Его собирают с деревьев, растущих только на юге аравийского полуострова, и частично в Восточной Африке. Древнее сабейское царство, имея на ладан монополию, достигло беспрецедентного могущества. В благодарность за процветание сабейцы возвели своему богу Альмакаху самое большое святилище в Аравии. Это стало центром их вселенной, ведь если Альмаках не благословит дожди, весь их хрупкий мир рассыплется. По мере раскопок рабочие-бедуины сделали удивительное открытие. Ровно 6 минут назад этот рабочий, расчищая здесь, обнаружил, как сами можете видеть, огромный фриз с головами горных козлов. Никто не видел подобную резьбу уже полторы тысячи лет, она в прекрасном состоянии, и она очень многое сообщает Биллу. Очень волнующий момент. Я почти потерял дар речи. Горный козёл одно из зооморфических представлений божества Альмакаха.

Ещё он бывает представлен в виде быка, с надписями и статуэтками, но здесь мы видим его в виде Важность этой надписи колоссальна, потому что в ней упоминается имя царя. Экспедиция Вендела Филипса 50-го года так и не добралась до приёмного зала храма. Вильяму за 4 месяца работы, причём ему мешали, держали под домашним арестом, открылось немногое. Мы не знаем пока, что в этом ограждённом месте: огромный цирк, "овоид" или "святая святых". Мы правомочны лишь удалить, и, по возможности, быстро, этот песок с помощью последних достижений науки, но благоразумно, соблюдая все правила археологии. Поскольку на раскопки отведены лишь недели, археологи привезли новейшие технологии, позволяющие заглянуть напрямую под эти миллионы тонн песка. Поэтому Брайан Мурмэн обнаружил, что храм значительно больше, чем представлялось Венделлу. 50 лет назад, когда здесь работал Венделл, инструментарий археолога был ограничен, и заглянуть под землю было невозможно.

Археолог мог лишь видеть изделия, лежащие на земле и строения, выдававшиеся над землёй. Сейчас с помощью геофизики мы можем выделить места, представляющие интерес, и ограничить размах раскопок, степень вносимого беспорядка, да и прилагаемые усилия. Эти приборы как бы радар, видящий под землёй, и мы можем измерить характеристики структур в глубине и составить трёхмерную карту, а по ним установить, что было построено, как если бы мы всё извлекли. Эта система посылает импульсы энергии в землю. Разные структуры под землёй по-разному отражают эту энергию, поэтому мы можем составить карту храма. Плюс топографическая съёмка на земле. Мы можем представить как широко когда-то раскинулся Махрам-Билькис. Мы обнаружили с полдюжины искусственных структур, которые лежат пока нетронутыми под землёй, но какой цели служили эти строения, что в них содержится, можно выяснить лишь с помощью старомодного рытья песка.

Ведь кто знает, что нам удастся Мы ведь не ожидали найти здесь, в этой траншее фриз с головами козла. А что там ещё найдётся? Несмотря на дразнящую близость, Шеба и её время оставались недосягаемы для археологов в своей песчаной могиле. Этой напряженной ситуации не помогала и растущая ненадёжность охраны. Время также уходило. Но после нескольких дней сканирования Брайан сделал важное открытие в ограде храма. Выполняя геодезическую разведку, мы обнаружили небольшое, но чёткое отражение, исходящее из этого места, из какой-то подземной пустоты. В святилище находится много но эта куча камней представляет важную особенность, которая чётко выделяемую внутри святилища. Это колодец, возможно, из него получали воду для ритуальных омовений. Он примерно на три метра ниже уровня земли, и мы уже начинаем раскопки, чтобы добраться до вершины колодца. Этот колодец мог представлять эпицентр сабейской империи, и быть местом особой святости для самой Шебы. В нём содержалась священная вода Альмакаха, бога плодородия, благословение которого крайне важно для жизни Мариба. В суровых природных условиях вода это всё. Это сила, дающая жизнь. Это самое важное, что можно здесь найти. Возможно, это объясняет, почему это святилище находится здесь. Не в городе, где все жители имели бы легкий доступ в храм для поклонения. Он находится скорее в центре древней системы полей. Это лишь подчёркивает важность божества Альмакаха, который управлял плодородием этих полей. Альмаках отвечал за воду и жизнь, которую она давала окрестностям Мариба. В десяти километрах отсюда есть ещё более мощный символ того, как важна была вода для Мариба Великая марибская дамба. Она упоминается и в арабском фольклоре, это чудо инженерии, длиной в тысячу метров и в 2 раза шире, чем дамба Гувера в Колорадо.

Её возвели, чтобы сдерживать приходящие дважды в год наводнения, с потоками воды и ила, несшимися с силой во много тысяч тонн. Эта свирепая сила принесла трагедию в экспедицию Венделла 50 лет назад. Великие потоки или сели проносились по Вади-Бехан. Двое наших рабочих утонули, пытаясь переправиться через них. Протянувшаяся между ближайших гор и позволившая орошать область в 10 тысяч квадратных километров дамба является сооружением, которое можно проследить до 1500 года до нашей эры. Царские надписи на дамбе дают первую хронологию сабейских царей. То, что мы видим здесь, очень важно. Это сабейская надпись. Она говорит о сооружении этого резервуара, этой части дамбы, и о распределении потока воды в южную часть оазиса. Пока остаётся неясным, был ли кто-то из этих правителей реальной королевой Савской, но ясно одно, поддержание этой крайне важной дамбы стало бы одной из основных обязанностей сабейской царицы перед своим народом. Дамба использует ливневые паводки в регионе для поддержания оазиса площадью около десяти тысяч гектаров. Вокруг Мариба была создана система сельского хозяйства, которой не было равных до наших дней. Это единственная дамба, способная оросить землю, способную прокормить 40-50 тысяч человек, поддерживаемая сезонными паводками, это великое достижение. В Коране родину Шебы, называют "садом, где два рая". Оазис, созданный марибской дамбой, почти точно отвечает этому описанию. Для сабейского правителя было очень важно постоянно заботиться об этих факторах, об этой дамбе, это означало жизнь для людей, для хозяйства, для охраны торговых путей. Сложная ирригационная система позволяла Марибу процветать, и сделаться важным и могущественным центром торговли. Как только это вставало на место, жизнь становилась удивительно лёгкой, и стала ещё легче, когда все поняли, что обладают предметами роскоши, которых так жаждали римляне, греки и другие северные народы, и что караваны могут обеспечить такие ошеломительные доходы, что римляне по праву утверждали, что сабейцы богатейшие люди в мире.

Наподобие богатейшим народам современного мира, в сабейском Марибе воздвигались небоскрёбы, огромные дома-башни из кирпичей и дерева, достигавшие 25 метров в высоту. Эхо характерного для Мариба небоскрёбостроительства можно найти в современной столице Иемена Сане, и наподобие Саны, Мариб тоже кишел купцами и торговцами. Они продавали многое: золото из Африки, ляпис-лазурь из Афганистана, амбру из Эфиопии. Но наиболее важным продуктом был гордость сабейцев, ладан. Аромат этого драгоценного благовония якобы сближал верующих с их богами, так что когда ладан достигал Иерусалима, он ценился дороже золота. Защита торговых путей в эти столь отдаленные страны было также важнейшей обязанностью сабейского правителя. Так что мотивом путешествия царицы Савской к царю Соломону был договор о защите торговли, а, может, о начале торговли, от которой столь зависела её Сегодня Мариб опустел, как следствие гражданских войн больше поколения назад. Единственные его житель теперь семья бедуинов, нашедшая временное пристанище среди руин его башен. Но на месте археологических раскопок подземный сканер Брайана обнаружил доселе неизвестную особенность, связывающую город и храм. Мы стоим на вершине западного прохода, и он ведёт прямо в древний город Мариб.

Возможно, здесь проходил ритуальный путь, ходили процессии из города и обратно. После геофизической разведки у западной стороны святилища, после пробных раскопок в двух шурфах мы нашли на глубине три метра каменную кладку, возможно, дорогу для этих процессий. Что эта дорога могла означать для самой царицы? Символическое значение дороги для этих процессий таково: когда долго идёшь сюда, можно подумать о том, что ты хочешь попросить у божества, или поблагодарить его за помощь. Вдоль дороги, как и в современных культурах, могли быть изображения или постройки, отражавшие всевозможные аспекты могущества богов, а также торговые точки. Можно только воображать эту символику вдоль этой дороги, которая заставляла задуматься, зачем ты направляешься к этой святыне. В священные дни сабейского календаря, паломники вместе с царицей могли идти эти 8 километров процессией. Надписи на стенах храма говорят, что многие приходили из отдалённых мест, по пути они могли покупать жертвоприношения богу.

В самом храме, как думает Билл со своей командой, найдутся лучшие свидетельства поклонения древних сабейцев в своей почитаемой святыне. Мы стоим перед главным входом в святилище, известной как Махрам-Билькис, в переводе это "святыня Билькис", а имя Билькис из арабского фольклора просто другое имя царицы Савской. Сейчас мы входим через центральную часть перистиля, это большой открытый зал с колоннами по бокам, позади меня был некогда крытый проход или портик, представьте, что в четырёх метрах под моими ногами находились разные приношения благочестивых паломников, они раскладывались здесь в качестве жертв богу Альмакаху, самому важному божеству древнего сабейского царства. Соединив открытия Вендела Филипса с последними данными геофизической разведки можно получить представление о самом впечатляющем святилище южной Аравии. Три тысячи лет назад царица Савская могла пройти этой дорогой для процессий, прежде чем отправится в своё рискованное путешествие в Иерусалим. Царица, верховная жрица, а теперь и торговый представитель, она могла войти в храм между этих 12-тиметровых колонн в перистиль. Представьте себя здесь среди аромата ладана, сжигаемого на алтарях, вам слышится блеяние коз и овец, которых при этом приносятся в жертву божеству, мерцающие бронзовые изображения, глядящие со стен, говорящие о присутствии божества. Это, несомненно, зачаровывало. После входного зала ряд дверей ведёт к самому сокровенному месту храма, в его святая святых. По обнаруженным здесь фрагментам бронзы можно предположить, что там находились священные сабейские идолы, но над всеми возвышался десятиметровый бык. В древней семитской культуре бык это бог гроз, вернее его воплощение, представьте храпящего быка, топот его копыт по земле, громоподобный рёв, всё это напоминает звуки грома, приходящие с грозой, с дождём, а дождь крайне необходим, ведь это вода, которая падает с неба, чтобы оросить поля. Принеся прощальную кровавую царица, вероятно, покинула храм и начала своё долгое путешествие в Иерусалим. Могло ли это иметь место в действительности, и соблазнила ли Шеба Соломона? Свидетельством существования торгового пути между сабейским царством и Израилем стали современные открытия сабейской керамики в Иерусалиме факт, делающий более реальной и царицу Савскую, которая могла бы выполнять столь важную дипломатическую миссию. Движение на караванных путях было довольно оживлённым, торговцы возили экзотические товары по всему Среднему Востоку, но царица, отправившаяся в путешествие вещь необычная. Держась извилистых "вади", по руслам пересохших рек, караваны двигались вдоль берега Красного моря или вдоль Иордана. Утомительные экспедиции могли отнимать по полгода, проходить по опасным и враждебным территориям. И по прибытию встреча царицы с Соломоном была нелёгкой.

Он имел репутацию самого мудрого и могущественного человека в мире. Хитрый дипломат, он ревностно охранял свои границы. Но это встреча вряд ли была столь односторонней, как изображает легенда. Присмотритесь к археологическим данным обеих культур, вы поймёте, кем были Шеба и Соломон. Иерусалим занимал тогда 4 гектара и около 800-т жителей, а Мариб царицы 1 10 гектаров, обнесённых стеной, и, вероятно, 20 тысяч жителей. Что тогда представлял из себя Соломон и его народ? Однако представьте силу, которую имели его идеи и его история, донесённые до нас Библией. Рушились города, иссякали богатства, все разграблялось и забывалось, но только наследие Соломона выжило в конечном итоге. Согласно Библии, когда царица Савская вошла в Иерусалим, её поразил храм Соломона. Храм должен был хранить ковчег Завета, самую священную реликвию иудейской веры. Момент окончательной встречи Шебы и царя Соломона многие века вдохновлял художников. Изображаемая как таинственная экзотическая женщина, Шеба противопоставляется мудрецу Соломону. Священная книга эфиопов Кебра-Негаст описывает их первую встречу. Едва увидев царицу, Соломон был невероятно удивлен. Она была необычайно красива, и он принял её так, словно признал её величие, и продолжал относиться соответственно. Но арабские предания изображают это совершенно иначе. В этой версии Соломон якобы что у приезжей царицы козлиные ноги. В древнем мире демоны часто имели составную природу. То есть, частью люди, а частью животные. И слухи, окружавшие царицу, предполагали, что у неё необычные ноги. Опасаясь, что царица окажется демоном, Соломон устроил испытание. Он усыпал пол кристаллами.

Приняв помещение за бассейн с водой, царица приподняла юбку, чтобы ступить в неё и открыла, к облегчению Соломона, обычные женские ноги. У этой сказки есть символическое значение. В древности шерсть означала дикость. У животных есть шерсть, у людей одежда. Если легенды награждают Шебу волосатыми ногами, это намёк на дикость приезжей Есть и другая связь с частями некоторые являются эвфемизмами для интимных мест. Была потребность увидеть ноги царицы, убедиться, что она женщина, а значит, над ней можно доминировать, не боясь подвоха, это не демон, одетый женщиной, чтобы сбить Соломона с толку. После этого вступления в Библии говорится, что царица испытывала Соломона трудными вопросами. Коран говорит, что эти вопросы имели форму загадок. Это вариант современной лёгкой беседы. Или прощупывание противника. Это не проверка того, действительно ли Соломон невероятно мудр, а скорее современный порядок заключения сделок. Сначала довольно долгая болтовня, прежде чем перейти к сути дела. Это же встречается и в других культурах, в частности, в месопотамской есть длительная традиция обмена монархов загадками. Не только дипломаты обмениваются загадками. Еврейский историк Иосиф сообщает, Соломон соревновался в загадках с Хирамом, царем Тирийским, то есть Соломон любил такие занятия. Загадками часто обменивались на свадебных пиршествах, сам ритуал обмена как бы говорит, что вы становитесь партнёрами. За время пребывания царицы, трёхлетнего, как порой утверждается, обсуждались разные темы, в том числе и бог Соломона. Несмотря на плотское влечение, Шеба долго сопротивлялась частым домогательствам Соломона. Он имел репутацию большого женолюбца, но возможно, нужный ему результат стал итогом долгой стратегии. Отчёт о времени, проведённом Соломоном и Шебой вместе, дан в эфиопской Кебра-Негаст. Там говорится, что они стали неразлучными, но, в конце концов, Шеба решила вернуться к своему народу. Мучимый страстью к ней, Соломон умолял Шебу остаться, она отказалась, но с трудом. В ночь накануне отъезда Соломон накормил её пряным ужином и долго не отпускал, она не успевала вернуться к себе. "Ночуй здесь, сказал он, всё будет хорошо". В этой истории Шеба выглядит благородной и достойной, она заставляет Соломона поклясться, что он не принудит её к чему-то неожиданному. Он ответил: "тогда и ты поклянись, что не унесёшь ничего из моего дворца". Царица была оскорблена. Они же провели вместе три года. Почему он считает ее воровкой? "Конечно, я ничего не возьму", сказала она. Но ночью она захотела пить, а Соломон оставил у её постели воду, царица потянулась за ней, а Соломон схватил ее за руку и сказал: "Ты нарушила клятву, я тоже её нарушу", и они спали вместе. Когда царица Савская вернулась домой, она привезла с собой свет мудрости. Коран говорит, что свет означает её обращение в веру в соломонова бога, Шеба стала первой, кто принёс монотеизм в Аравию. Одним из любопытных аспектов истории о царице стала мысль, будто она первой признала Аллаха и принесла эту веру своему народу. Эта ночь страсти Шебы имела и другие, серьёзные последствия. Кебра-Негаст говорит, что уже вне Иерусалима через 9 месяцев она родила первого и единственного сына Менилека. Эфиопская книга продолжает: когда Менилек подрос, он отправился в Иерусалим повидаться с отцом. Уехав от Соломона с ковчегом завета, он привёз его в Эфиопию, где основал новую династию. Отъезд Менилека в Эфиопию последнее упоминание о царице в религиозных источниках. Потом она словно исчезает. А её город просуществовал ещё полторы тысячи лет, до 6-го века нашей эры. Конец сабейской культуры хорошо соответствует расцвету христианства. А христиане стали больше верить в похороны, а не кремацию. А важным элементом кремации было бросание ладана на погребальный костёр. Например, когда умерла жена Нерона Поппея, тот расходовал на её похоронах годичный запас ладана. С распространением христианства и ритуала погребения, потребность в ладане постепенно сошла на нет. Не имея доходов от ладана, Мариб стал умирать. Затем случилась катастрофа. Окончательное падение источника их существования, сельского хозяйства, пришло с разрушением великой дамбы, после этого очень скоро, может, через год, настал полный крах. Поля, которые давали пропитание 50 тысячам человек, превратились в пустыню. Мерцающие оазисы Мариба превратились в мираж. Приближалась летняя жара, и приходил конец 4-недельной археологической экспедиции. Йеменские власти были обеспокоены активностью воинственных племён. И в самую последнюю минуту новое открытие. После бесплодных раскопок святилища царицы Савской археолог Билл Гланцман сделал поразительное открытие. Буквально в последние дни стали появляться поразительные находки. Голова вот у этой вещи совершенно нетронута. А это поразительная вещь.

Такие предметы кладутся в могилу, лишь позднее его использовали при строительстве этой стены. Такие предметы означают, что в могиле был похоронен кто-то выдающийся, а не какой-то простой Обе эти головы идентичны, причём ощущается несомненный реализм. Это голова женщины. Пусть наши специалисты по надписи определят её точное имя. Кто это, царица? В этой могиле имелось несколько подобных изображений, возможно даже цариц, только в надписях пока что не обнаруживаются какие-то титулы. Снова все зачарованы возможностью обнаружить подлинный облик царицы Савской. Мы вот-вот попадём в беду.

Словно в ответ Биллу, снова поднимаются духи пустыни, ведь бедуинам давно известно, что дух царицы никогда не покидал эти места. В Аравии и сегодня одним из частых женских имён является Балкис или Билькис, это имя легендарной царицы Савской, это напоминание о славном времени, времени богатства, международной торговли, времени до ислама. Шеба представляет для этих и гордость своей прошлой историей, и гордость их преданностью монотеизму. Чем ещё замечательны раскопки в этом святилище. Если и есть ответ на поставленную нами загадку, то его дадут открытия, которые будут сделаны именно здесь. Открытие Билла говорит, что очень может быть поблизости отсюда найдутся даже царские могилы. Буду очень удивлён, если мы не обнаружим её в надписях, если её могила останется не найденной.

Попытка Мерилин раскапывать руины Махрам-Билькис принесли бесценную новую информацию о сабейцах, о цивилизации, которая, как считал её брат Венделл, была современницей библейского царя Соломона. Вспоминая Вендела, я думаю о важных элементах его характера, о его неукротимом духе. Моя цель продолжить его работу, и увидеть, как оживает этот великий храм. Сейчас раскопки в Махрам-Билькис остановились, но уже удалось показать, что это святилище было фокусом, центром искусственного сабейского оазиса, и как минимум ещё одним, забытым чудом света. Находки также говорят, что реальная царица могла быть верховной жрицей святилища, которая упрашивала бога плодородия Альмакаха. И ясно, что в 10-м веке до нашей эры сабейский правитель мог иметь серьёзный мотив, чтобы, невзирая на опасности, отправиться к Соломону. Торговля была жизнью Мариба. Вполне вероятно, что правитель мог быть женщиной. В ту эпоху женщины часто становились правительницами в Аравии, и множество древних источников, говорят о её неотразимости. Но мы даже не знаем её настоящее имя, и многое в ней пока остаётся загадкой. Кем бы она ни была, она была замечательной женщиной, и её отважные попытки поддержания торговли обессмертили её в легенде, которая живёт уже 3 тысячи лет.

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Но я не ценила этого.

Он не такой, как эти болваны, которых ты приводишь. >>>