Христианство в Армении

История моей жизни, на все сто.

Как раз о таких полетах мы рассказываем вам в сериале "Космическая одиссея". Возможно, от таких путешествий нас отделяют сотни лет, но как это будет выглядеть, уже понятно и сейчас. К далеким планетам было запущено более ста шестидесяти беспилотных космических кораблей, которые отсылают нам изображения этого неизведанного для нас мира. Сегодня мы расскажем вам о людях, которые стояли за этими полетами, и о том, как они помогли нам в создании этой программы. РОБОТЫ-ПЕРВОПРОХОДЦЫ В этом десятилетии мы полетим на Луну и совершим много других полетов. Говоря о "других полетах", президент Кеннеди имел в виду полеты беспилотных кораблей к далеким планетам. За последние сорок лет спутники избороздили прилегающие пространства многих но все же особенно запомнились пилотируемые полеты. Хьюстон, прием.

Выйдя в неизведанные просторы открытого космоса, я ощутил все величие этого загадочного мира и понял, что человечеству предстоят еще долгие годы исследований в этом направлении.

Дэйв Скотт был одним из тех, кто помог Кеннеди воплотить свою мечту, Дэйв возглавил экипаж "Аполлона-15", запущенного на Луну, но за Скоттом стояло множество людей, без которых этот полет бы не удался.

В проекте было задействовано более четырехсот тысяч человек, и поверьте, это потребовало колоссальных усилий, поэтому находясь на борту "Аполлона-15", мы все понимали, что выполняем самую простую часть работы. Потребовалась шесть полетов, чтобы преодолеть все трудности и добраться до поверхности Луны. Уже более тридцати лет нога человека не ступала на поверхность небесных тел. И хотя сегодня исследователи планет не рискуют жизнями людей, как это было во время пилотируемых полетов, от риска этим людям, посвятившим всю свою жизнь изучению космоса, никуда не деться. Запуск ракеты "Дельта".

На создание этих сверхсложных машин уходит более трех лет, далее их нужно установить на средство выведения, которое в пяти процентах случаев взрывается при запуске, затем в течение семи месяцев корабль бороздит неизведанные просторы, после чего посадка, которая занимает всего четыре минуты, может пройти неудачно поэтому здесь либо пан, либо пропал. В январе 2004 года два марсохода: "Спирит" и "Опортьюнити" были запущены по направлению к красной планете. Посадка самая рискованная часть любого межпланетного полета, поскольку на этом этапе робот предоставлен самому себе, и инженеры могут лишь наблюдать и ждать.

Вентиляционный канал развернут. Шестьсот метров, радар активизируется. Теплоизоляционный фильтр активирован. Радиолокационный зонд включен. Девятьсот метров. На этот раз ракета сработала, возгорание произошло. Осталось дождаться подтверждающих сигналов, посланных с Марса на Землю. Сигнал о контакте получен. Ура! Есть! Посадка произведена удачно. Многие люди в этом зале большую часть своей жизни посвятили космическим полетам, и после удачной посадки их ликование понятно. Главная цель любого исследования это открытие, нахождение чего-то нового. И последующее изучение. Подобное взаимодействие между роботами и людьми стало неотьемлемой частью каждого полета, стартовавшего с Земли. А все началось в 1962 году, когда внимание людей приковала Венера. В научной фантастике описывается, что под толстым слоем облаков на Венере кипит жизнь, и перед началом первых полетов на эту планету, многие надеялись на это. В 50-е годы многие люди считали, что Венера покрыта густыми лесами, существовало много версий насчет того, как может выглядеть эта планета, в то время какая-либо реальная информация о Венере отсутствовала, люди лишь знали то, что ее окутывают облака, поэтому и гадали о том, что может под ними скрываться. Пришло время отправиться на Венеру, и полететь туда должен был "Маринер-2". "Маринер-2", только что взявший курс на Венеру, считается самым передовым кораблем за всю историю космической науки.

Но этот самый передовой корабль оказался очень трудным в управлении, и для людей, карьера которых зависела от успеха этого полета, наступили тяжелые времена. Уровень посылаемого сигнала упал до отметки сто пятьдесят семь.

В течение первых нескольких недель после запуска связь с кораблем однажды была полностью потеряна, и лишь чудом контакт был снова возобновлен, станция вышла на связь с Землей Успех подобных полетов зависел теперь не только от мастерства, но и от удачи. Были моменты, когда мы думали, что наш проект провалился, но 14 декабря 1962 года, пролетая на расстоянии тридцати пяти тысяч километров от Венеры, "Маринер-2" наконец послал на Землю изображение, которое свидетельствовало: Венера это планета с сухой и очень раскаленной поверхностью. Венера оказалась раскаленной печью. Данные с "Маринера-2" указывали на то, что у нее очень горячая атмосфера. Но это был не единственный сюрприз, который приберегла Венера для гостей. В 1967 году в СССР решили совершить посадку на эту планету. Русские собирались отправить станцию туда, где еще на побывал ни один корабль. Они планировали пустить свою станцию "Венеру-4" через атмосферу и затем получить все данные на Землю. Датчики зафиксировали увеличение уровня температуры и давления. Уровень давления достиг отметки, которая в восемнадцать раз превышала атмосферное давление Земли, после чего данные прекратили поступать и русским показалась, что они достигли поверхности, но мы знаем, что никакой посадки совершено не было, просто их корабль в тот момент взорвался, вот и все. "Венера-4" взорвалась под натиском давления в двадцати километрах от поверхности планеты. Лишь только через три года русским удалось добраться до поверхности Венеры. "Венере-7" перед взрывом удалось послать короткий сигнал, который показал, каким может быть прохождение через атмосферу этой планеты, и "Космическая Одиссея" решила на этот раз представить себе уже посадку пилотируемого корабля. Выглянув в иллюминатор, первое, что вы увидите это то, что вы опускаетесь сквозь толстый слой облаков, но это будут не густые облака, они скорее напомнят вам туман, который простирается над всей поверхностью планеты, плюс вы пройдете через мощную турбулентность. Системы функционируют. В атмосфере есть слои, где турбулентность отсутствует, и есть слои, где она повышена, и вы бы это почувствовали. Экипаж, доложите обстановку. Вошли в турбулентные слои. А когда вы достигните нижнего уровня облаков, атмосфера станет намного прозрачнее, вы увидите лишь небольшую дымку, где практически не будет пыли и сильных сгущений, и 50 километров вы будете опускаться через относительно прозрачную атмосферу. Настойчивость русских увенчалось успехом, они совершили восемь удачных посадок на поверхность Венеры, четыре из которых закончились передачей данных на Землю, это были первые изображения с другой планеты. Расплывчатые во время первых полетов, но затем и более четкие. Более необычный ландшафт даже сложно себе представить. И хотя Земля не похожа не Венеру, пыльная пустыня вполне сгодится. Все готово, направляемся к месту действия. Команда "Космической Одиссеи" отправилась на север Чили, чтобы воссоздать ландшафт Венеры, вулканическая поверхность и затянутое облаками небо отлично для этого подходят. Скафандры и облачное небо сделают картину максимально реалистичной. После небольшой инсценировки и создания должного антуража мы оказываемся на Венере. После того как вы надели защитный скафандр, вы увидите, что свет сильно отличается от того, к которому вы привыкли, вы окажетесь в условиях вечного солнечного заката, поскольку свет, пройдя сквозь толстый слой облаков, приобретает рассеянный красноватый оттенок. Напоминает жаркий день в Москве. Повсюду красноватый свет. Точнее оранжевый. Непонятно, где Солнце. Атмосфера на Венере очень плотная, конечно, не такая как вода, но тем не менее, с учетом несильного ветра, скорость которого достигает нескольких метров в секунду, для передвижения по такой плотной атмосфере против ветра вам потребуется приложить довольно много усилий, ощущения будут соизмеримы с тем, как если бы вы плыли против течения. Плотная атмосфера состоит преимущественно из углекислого газа, возникающим в результате тепличного эффекта, чем и объясняется высокая температура. Человек со своим хрупким строением попадет в экстремальные условия. На поверхности Венеры вы окажетесь под давлением, в 92 раза превышающим атмосферное давление Земли, одним словом, на вас будет давить 92 атмосферы, я не говорю о температурных условиях, при которых вы просто сваритесь, поэтому если не находиться в герметичном пространстве, или же без защитного скафандра, в таких экстремальных условиях вы погибнете через несколько секунд. Но подобная участь ждет не только человека, столь суровые условия окажут воздействие на любой предмет. И если вас не раздавит давление, то вы просто не выдержите огромную температуру. Этот лист железа нагрет приблизительно до температуры поверхности Венеры, и давайте посмотрим, что произойдет, если мы бросим сюда свинцовые шарики. Да уж. Эта Венера определенно не подарок. При температуре в пятьсот градусов по Цельсию, внутренняя часть станции "Венера" расплавилась бы менее чем за час, а вот ее титановый корпус остался невредим и теперь покоится на поверхности, в ожидании новых космических кораблей. Корпус вошел в грунт, но похоже, не пострадал. Станция "Венера-14" была оснащена пенетратором, который проверял хрупкость пород. Случилась забавная и одновременно не очень приятная вещь, когда у исследовательской станции заклинило объектив, в результате чего люди так и не узнали, в каком месте пенетратор соприкоснулся с грунтом. "Венера-14" стала последним роботом, запущенным к поверхности планеты в начале восьмидесятых. А спустя десять лет насовская станция "Магеллан" снова отправилась к Венере, и с орбиты при помощи радара запечатлела большую часть поверхности планеты.

Запуская последующие корабли, люди продолжат изучение ее вулканической поверхности и парникового эффекта, которые превратили нашего соседа в сущий ад. Суровая правда о Венере такова: условия на ее поверхности настолько экстремальны, что нам вряд ли захочется в ближайшее время послать туда человека. Но есть одна планета, на которую люди возможно высадятся уже через 30 лет. Это Марс. История исследования красной планеты корнями уходит в желание людей найти внеземную цивилизацию. Астрономы 19-го века обнаружили на поверхности Марса какие-то каналы. Согласно картам шестидесятых, эти каналы с поверхности никуда не делись, и многие надеялись на скорую встречу с марсианами, которые их построили. Поэтому в 1964 году НАСА отправило на Марс станцию "Маринер-4". Но межпланетные станции не отличались надежностью, и команда в центре управления даже не надеялась на успех. И когда на Землю поступили первые данные, все сильно удивились.

Да, поступили первые данные, давай вставай. Первые снимки показали, что поверхность Марса пустынна и изрезана кратерами. И хотя полет увенчался успехом, все были разочарованы тем, что "Маринер-4" не обнаружил на Марсе признаков жизни. На планете практически отсутствовала атмосфера, не говоря уже о каких-то признаках цивилизации. Атмосферное давление там оказалось в сто раз меньше, чем на Земле. Чтобы воссоздать атмосферные условия на Марсе, мы выкачаем из этой емкости практически весь воздух. И вот, с понижением давления начинают происходить странные вещи. Как только атмосферное давление упало до уровня марсианского, вода стала закипать даже при комнатной температуре. Если верить данным с "Маринера-4", то поверхность Марса очень напоминает поверхность Луны. Но всегда ли Марс был таким? Ученые решили еще раз проверить это. Изображения, поступившие при дальнейших запусках, оказались совсем непохожими на те, что посылал "Маринер-4".

"Маринер-6" и "Маринер-7" так и не долетели до Марса, а "Маринер-8" сейчас покоится на дне Атлантического оекана. "Маринер-9" все-таки вышел на орбиту и начал производить детальные снимки. Запуск "Викингов" в конце семидесятых включал две орбитальные и две посадочные станции, на поверхность Марса был отправлен "Соджин Арова". С 1996 года на Марсе находился "Глобал Сэвэйэр". А вот "Марс Экспресс" мог уже изучать грунт под самой поверхностью, выявляя, существовала ли когда-нибудь там вода или нет. Ну, и конечно, последними новинками стали марсоходы. Сегодня Марс считается самой изученной планетой Солнечной системы после Земли. Но вряд ли бы люди продолжили изучать эту планету, если бы не новые снимки, посланные с орбиты "Маринером-9". В 1971 году эти фотографии привлекли внимание новой формации ученых, планетарных геологов. Я принял участие в работе. С изображениями Марса, отосланными с "Маринера-9", мы получили более 1000 снимков, которые дали нам более полную картину о каналах, равнинах, вулканах, и скальных породах на поверхности планеты. Это навело нас на мысль о том, что Марс был очень активной планетой. Но требовалось более тщательное исследование. И НАСА отправило на Марс два спускаемых аппарата. В 1976 году "Викинги" совершили две удачные посадки, отослав на Землю много причудливых снимков. Проект возглавлял Дэйв Пьери. Это было что-то невообразимое, исследовательская станция совершила посадку на поверхность Марса. В зале раздались возгласы ликования, все кричали и радовались, в центре началось настоящее столпотворение. "Викинг" стал триумфом инженерной мысли. Посадочные роботы провели пять лет на поверхности Марса, фиксируя там смену сезонов. Людям казалось, что они сами опустились на поверхность. Поэтому марсианские сцены в "Космической Одиссее" основаны именно на реальных фактах. Если представить себе высадку на поверхность Марса, то это уже будет интересно не с точки зрения фантастики, а с точки зрения науки, так как мы обладаем достаточными знаниями. На поверхности остаются следы, и к ботинкам прилипает пыль. Небо грязно-желтого цвета. Вы увидите красноватокоричневую поверхность с грязно-желтым небом, все вокруг вас примет этот красноватый оттенок. Вы окажитесь в довольно неблагоприятной для вас обстановке, где будет необычайно холодно, и очень-очень сухо. В таких засушливых условиях Марс становится очень пыльным местом. Марсианское небо наполнено мелкими частицами пыли, которые постоянно обрушиваются на вас, после чего снова взмывают в воздух, песок кружится над всей планетой в виде пылевых смерчей. Но пока мы не высадились на красной планете, придется отправиться в пустыню Атакама на севере Чили, в одно из самых "марсианских мест" на Земле. Космические бюро приезжают сюда испытывать своих роботов перед запуском их на Марс. Это место привлекает и кинокомпании. Все свои марсианские сценки "Космическая Одиссея" сняла именно в этой пустыне. Но несмотря на внешнюю схожесть, температура здесь и на Марсе отличается очень сильно, и если актеры вспотели на сорокаградусной жаре, то роботам на Марсе приходится работать при температуре ниже нулевой. Последние разработки НАСА были сконструированы таким образом, чтобы они могли работать в условиях марсианской ночи, в это время температура опускается там на шестьдесят градусов.

Мало что выдержит перепады в шестьдесят градусов, вся наша электроника предназначена для работы в вентилируемых помещениях. Поэтому под марсоходом установлен специальный электронный нагреватель, ведь ночью аппарату приходится работать в неимоверных условиях, он должен выдержать низкую температуру и не выйти из строя до восхода солнца, поэтому здесь ученым пришлось постараться.

Оба марсохода выдержали морозные марсианские ночи, они уже продержались 8 месяцев, курсируя от одного места к другому и всматриваясь в безраздельные просторы красной планеты. Впервые за всю историю люди на Земле смогли максимально сымитировать уникальную марсианскую обстановку. Мы, исследователи, которые изучают Марс так, как это не делал никто раньше. В то время как марсоходы продолжают исследовать поверхность Марса, находя все новые свидетельства того, что когда-то на этой планете была вода, космическая станция "Марс Экспресс" от Европейской космической организации начала изучать планету сверху. Новейшая камера, установленная на борту этого корабля, позволила как никогда детально запечатлеть поверхность Марса. Но именно следы метана, обнаруженные в атмосфере, привлекли внимание многих СМИ. Что это было дыхание внеземной цивилизации или испарение вулканических газов?

Печально известная станция "Бигл" могла бы ответить на этот вопрос, но она куда-то исчезла во время посадки. Но исследование Марса продолжается. Запуски роботов на Марс и Венеру приняли масштабный характер, и, возможно, эта эпопея затянется еще на долгие годы. Но изучение самых далеких планет Солнечной системы является куда более сложной проблемой. В 1970 году никто даже не знал, сможет ли космический корабль пройти астероидный пояс, расположенный между нами и далекими планетами. Но это никого не остановило. И вскоре разработали станцию "Пионер-10", которую запустили на Юпитер. "Пионер-10" стал первым кораблем, отправленным за орбиту Марса. Люди впервые попытались преодолеть столь огромное расстояние и пересечь астероидный пояс, расположенный между орбитами Марса и Юпитера. Это был опасный и рискованный полет. Мы все понимали его историческую важность в свете изучения и исследования далеких планет Солнечной системы. Но, вопреки скептикам, "Пионер-10" все-таки преодолел астероидный пояс. Ученый Джеймс Ван Ален был просто шокирован, когда "Пионер" прошел через астероиды. При вхождении в астероидный пояс уровень радиации возрастал все больше, и у нас возникли серьезные опасения по поводу того, выдержит ли оборудование, установленное на борту корабля. Уровень радиации продолжал расти, и вот достиг максимума, но оборудование выдержало, после чего радиация стала падать, и мы вздохнули с облегчением. Первые изображения, полученные с "Пионера-10" имели сильные искажения. Детали облачных полос и гигантских бурь, видимых в телескоп, были едва различимы, поскольку сенсоры станции при прохождении мощного магнитного поля планеты оказались сильно перегруженными. Спустя тридцать лет после своего запуска "Пионер-10" продолжает бороздить космос.

Этот исторический корабль пережил многих из тех, кто разрабатывал и конструировал его, и хотя его системы истощены, он продолжает движение по направлению к звездам. Когда задумываешься над этим, душа начинает радоваться. Когда мы готовили "Пионер-10" к запуску, мы привезли его в исследовательский центр, и когда никто не видел, я облизнул свой палец И приложил его к корпусу корабля, и теперь отпечаток моего пальца находится в десяти миллиардах километров от Земли. Но люди будут вспоминать о "Пионере-10", как о первой попытке человечества встретиться с Юпитером. У этой планеты нет поверхности, на которую можно было бы опуститься. Станция, влетевшая в атмосферу Юпитера, будет еще много дней опускаться к его черному ядру, где в условиях сильнейшего давления и огромной температуры жидкий кислород создает вокруг себя мощное магнитное поле, которое испытал на себе "Пионер-10".

А если на Юпитер захотят полететь люди, им придется предпринять еще более серьезные меры предосторожности. Уровень магнитного поля растет. Сияние "Пегас". Похоже на северное сияние. Такие технологии пока еще фантастика. Поэтому для реальных полетов на Юпитер придется искать другие альтернативные решения. Но изучение группы гигантских планет продолжилось, и летом 1977 стартовали космические корабли "Вояджер-1" и "Вояджер-2". Они направились курсом на Юпитер, чтобы затем, используя гравитационное поле планеты, получить ускорение и приблизиться к Сатурну, Урану и Нептуну. Эти два корабля были единственной надеждой людей поближе взглянуть на далекие планеты. На тот день это были самые прогрессивные космические корабли, на них было установлено по три компьютерных блока, которые взаимодействовали друг с другом. В самом начале мы пытались понять, как сделать так, чтобы корабль выполнял команды должным образом, и уже через полгода мы научились управлять этими сложными машинами.

И пока корабль двигался от Земли в сторону Юпитера, мы подготовили все компьютерные программы, необходимые для наблюдения за этой планетой, поскольку у нас был всего один шанс сделать это, мы должны были быть уверены, что используем время не понапрасну. Поэтому, когда началась фаза наблюдения, мы очень нервничали, а когда пришли первые снимки, мы поняли, что находимся на пороге нового открытия. Через два года после запуска "Вояджеры" прошли 800 миллионов километров и приближались к Юпитеру. Теперь мы могли увидеть Юпитер намного детальнее, мы зафиксировали там ветры, скорость которых достигала нескольких сотен километров в час, затем различные струйные течения, некоторые из них по размерам в несколько превосходили Землю, а также спутники планеты, о природе которых мы раньше не догадывались. Мы были сильно удивлены.

Пролетая возле Юпитера, "Вояджерам" удалось запечатлеть четыре его самых больших спутника: Калисто, Ганимед, Несмотря на то, что это была лишь первая встреча со спутниками Юпитера, никто не ожидал, что они окажутся столь непохожими на нашу Луну. Да, почти никто. В семидесятых я была еще совсем юной девушкой, я как раз закончила школу и устроилась на свою первую работу, и моим боссом был человек, который еще до запуска "Вояджеров" рассчитал, что спутник Ио вулканически активен. Многие геологи считали, что активных вулканов на столь крошечном спутнике просто не может быть. Но первые снимки с "Вояджера" показали какие-то свежие следы на поверхности, это были следы недавнего извержения. Мы были очень озадачены, потому что, когда мы впервые обнаружили Ио, мы о нем ничего не знали, мы видели лишь какие-то черные пятна и огромные кольца. и лишь только когда мы получили снимки с "Вояджера", перед нами предстала полная картина, мы увидели на поверхности Ио хребет протяженностью в сотни километров, и поняли, что это были вулканические образования, по уровню активности в сто раз превышающие уровень вулканической активности на Земле.

Когда я только вышла на работу, они получили первые данные и очень обрадовались их прогнозы сбылись. А что может быть лучше для ученого, чем сбывшиеся прогнозы? Но уровень вулканической активности на этом маленьком спутнике ошеломил всех. Поначалу некоторые вулканологи, как например Джон Спэнсэр, даже отказывались в это верить. Я как сейчас помню эти причудливые фрагменты. При виде этих снимков, на которых были изображены извержения вулкана, я все время мучался вопросом, что же это могло такое быть. Думал: наверное, в момент съемки на поверхность спутника упал огромный метеорит, но потом вдруг понял, что все это безумие, и тогда я еще раз всмотрелся в изображения увидел, что это вулканы, из кратеров которых извергалась лава. Но как такой крошечный спутник как Ио может быть активным, оставалось загадкой. Это и стало одной из причин, по которой было решено вернуться к Юпитеру, и пока "Вояджер" направлялся к Сатурну, начал готовиться запуск нового корабля к Юпитеру. Четыре. Три. Два. Один. Станция "Галилео" стартовала с космодрома "Атлантида" и взяла курс на Юпитер. Но не успел корабль стартовать, как сразу же произошли сбои. Хьюстон, прием. Атлантида, вас понял. По мере продвижения "Галилео" в космос, специалистов ждали новые проблемы. Сразу же после запуска мы обнаружили, что основная антенна корабля не раскрылась, и что на расстоянии в несколько миллионов километров от Земли управлять им будет практически невозможно, поэтому в какой-то момент мы подумали, что это конец, мы получали очень мало данных, и казалось, что ничего не получится. Но для ученых, которые десять лет готовились к запуску нового корабля, нераскрывшаяся антенна не могла стать препятствием.

Каждый день мы сталкивались с трудностями, нам приходилось все время поддерживать корабль на ходу, это было равносильно тому, как держать в гараже старую машину, когда вы должны все время что-то менять, и думать, как сильно вам нажать на педаль газа, чтобы она поехала, но со временем вы узнаете о своем автомобиле практически все. Прошло некоторое время, и мы изучили корабль, как свои пять пальцев. Слабый сигнал усилился, а все данные были заархивированы, чтобы потом не потерять их. "Галилео" продолжил полет по направлению к Юпитеру и радиационному поясу. Но теперь мы должны были не просто пролететь мимо, как "Вояджеры", а приблизиться к спутникам и изучить их, при том, что они находились в высокоэнергетической радиационной среде. Инженеры решили, что рискнут войти в радиационную среду Ио только под конец полета, но полученные снимки оправдывали такое вхождение и в начале. При каждом приближении к Ио обнаруживались все новые извержения, а также изменения в ландшафте по сравнению с тем, что десять лет назад запечатлел "Вояджер". Вулканическая активность на Ио продолжалась. Подобные вулканические извержения на Земле больше не происходят, я бы сказала, что Ио напоминает Землю на начальном этапе ее формирования, когда океаны лавы и извержения были повсеместным явлением, когда активность планеты была на пике. Несомненно, это все открывает нам окно в наше далекое прошлое. Ио это спутник с повышенной вулканической активностью, каждый его квадратный сантиметр выделяет тепла в 40 раз больше по сравнению с Землей. Фактически, один вулкан на Ио, как, например, Локи, один из самых мощных, выделяет тепла столько же, сколько вся наша Земля. Такое количества тепла противоречит законам физики. По идее, Ио давно должен был остыть, но внутри него до сих пор идут какие-то процессы. Под действием мощной гравитации, поверхность Юпитера каждый день опускается и поднимается на сто метров, и это постоянное колебание и вызывает на Ио неимоверную вулканическую активность. Но сильная гравитация Юпитера не объясняет огромное количество тепла на Ио, и лишь детальное изучение данных с "Галилео" позволит ответить на этот вопрос. Возможно, мы так и не узнаем причину активности Ио, пока станция не совершит на него посадку. Включаю ручное управление. Это какой-то неровный кусок скалы с разной гравитацией. Полет над поверхностью Ио был бы захватывающим зрелищем, ведь его поверхность очень разнообразна.

Вы бы увидели огромные равнины, изломанные горы над горизонтом. Некоторые из них в два раза выше Эвереста. Из вершин на сотни километров вверх извергалась бы лава. Вы бы также увидели потоки раскаленной докрасна лавы и гигантские вулканические кратеры. Это была бы удивительная картина. Но еще ни один аппарат не совершил посадки на поверхность Ио. Но благодаря полетам "Вояджеров" и "Галилео" вокруг этого спутника, ученые получили представление о том, как бы выглядел ландшафт, если бы корабль опустился. Спектр включает в себя коричневый, желтоватый и красноватый оттенок. Похоже, это аллотропы серы, некогда бурлившие потоки лавы, все это напоминает Землю на этапе ее формирования. Я сейчас стою на силикатной корке, местами она покрывает серу, но корка тонкая и ноги проваливаются. Поскольку поверхность Юпитера постоянно движется, я уверен, что подобное движение будет вызывать на Ио огромные колебания, и крайне высокую сейсмическую активность. Вы бы увидели гигантские столбы пыли и газа, выбрасываемые в атмосферу, это потрясающее место. Да, место возможно и потрясающее, но космонавт на поверхности Ио не будет знать, где его поджидает опасность. Радары зафиксировали помехи. Сообщи ей. Радары зафиксировали повышенный уровень радиации, тебе нужно быстро вернуться на борт корабля.

Скафандр плохо защищает в условиях сильных радиационных полей, и, например, на поверхности Ио радиация может оказаться смертельной для человека. Радиация часто приводит к смерти, потому что она поражает ДНК, пронзает ваш организм с головы до ног, вызывает мутации и приводит к раку. Молодец, Зое. Этот скафандр ненадежен, он не защищает от радиации. Если вы не защитите себя, то можете погибнуть. Я не знаю, как это должно выглядеть, вероятно, это будут какие-то активные оболочки. Но пока такие технологии не станут реальностью, исследовать Юпитер и его спутники будут роботы. Помимо Юпитера внимание ученых привлек и другой гигант Сатурн. В центре управления полетом "Вояджеров" было тихо пока корабли пересекали открытый космос. Но с приближением колец Сатурна волнение стало снова нарастать. Эд Стоун находился в ЦУПе. Я помню, мы начали получать первые изображения Сатурна, на которых едва ли можно было рассмотреть кольца, но по мере приближения мы увидели кольца под другим углом, как еще никто никогда их не видел. "Вояджеры" пролетали через гигантские кольца, отсылая на Землю их изображения. Астрономы мечтали об этом моменте более трехсот лет. Мы полагаем, что кольца Сатурна это результат столкновения его спутника с другим телом. Это обычные обломки.

Частицы по размерам варьируются от мелких пылинок до обломков размером с автобус. Эти частицы ударяются друг об друга на протяжении более миллиона лет, и из-за частых столкновений возможно имеют хрупкую структуру и неправильную форму. Следующим открытием стали невероятные волны на кольцах Сатурна, вероятно создаваемые его спутниками, эти волны навели нас на мысль о том, что у Сатурна есть невидимый и указали место, в котором его надо искать, но пока что это дело будущего. Встреча "Вояджеров" с Сатурном изменила наши представления о его кольцах, несмотря на то, что их запечатлели мимоходом. Этим ошеломляющим снимкам сейчас уже более двадцати лет. Следующий полет на Сатурн состоялся не скоро. В 1997 году к кольцам Сатурна был запущен корабль "Кассини". Двухтонная станция стала самым большим планетарным космическим зондом, запущенным НАСА к далеким планетам. Выйдя на орбиту Сатурна, и находясь на расстоянии сотен миллионов километров от ЦУПА, станция сможет сама преодолеть все проблемы. Кассини обязательно выйдет на орбиту Сатурна и у него будет достаточно времени, чтобы детально изучить кольца, узнать о природе волн и поискать спутники, которые являются источником этих Для полета к Сатурну, расположенному в 1,5 миллиардах км от Солнца, требуется корабль, который смог бы выдержать космический холод. В этих британских лабораториях космические станции испытываются до предела. Внутри этой камеры температура приближается к температуре Сатурна. Карл Мари специалист по планетарным кольцам и сейчас он рассчитывает траекторию, по которой "Кассини" начнет приближение к Сатурну. Но сегодня он и сам испытывает на себе холод открытого космоса. Температура стен этой камеры равна ста пятидесяти градусам ниже нуля, а воздух, который попадает сюда снаружи, охлаждается на потолке и падает в виде снежинок. "Кассини" придется работать в условиях еще более суровых, чем эти. Временами становится трудно дышать, здесь холоднее, чем в самый холодный зимний день, такой холод явно не для меня. Но многое о замерзших кольцах Сатурна так до сих пор и не понято. Их возраст, цикл, и то, сколько они будут существовать. Все указывает на то, что кольцам около 200 миллионов лет, и если бы мы смогли это подтвердить, то это означало бы, что либо мы с вами живем в очень особый период времени, и нам крупно повезло, что мы можем наблюдать эти кольца. Либо система колец функционирует по-другому и мы не можем этого понять. И третий вариант: кольца то появляются, то исчезают, и мы сейчас наблюдаем ту фазу, когда они появились. Через семь лет после запуска, летом 2004 года камеры "Кассини" наконец впервые запечатлели Сатурн. И теперь изображения этой причудливой планеты постоянно отсылаются на Землю. Началась новая эпоха изучения Сатурна, его колец и спутников. То, что я каждое утро могу посмотреть на эти изображения, я считаю огромной привилегией, и это привилегия всего человечества, направившего космическую станцию на орбиту далекой планеты Солнечной системы. И я очень рад, что могу в этом участвовать, и надеюсь ответить на некоторые вопросы, поставленные перед нами "Вояджером".

Обогнув Сатурн, рекордсмены "Вояджеры" продолжили свой исторический полет к далеким планетам, на этот раз к Урану и Нептуну. И сегодня корабли регулярно выходят на связь, хотя находятся от Земли в 13 миллиардах километрах. Как говорят в этих лос-анджелесских кабинетах, энергии для полета им хватит до 2020 года. Но одну планету они все же так и не посетили. Мы пропустили Плутон, потому что он не находится в одной плоскости с другими планетами, и "Вояджеру-1", который должен был оставаться в заданной плоскости, это не удалось бы, а "Вояджер-2" вообще отклонился от курса, так что эту планету нам пришлось оставить для следующих поколений. Плутон выделяется из общего ряда планет Солнечной системы, от Земли он находится в восемнадцать тысяч раз дальше, чем Луна, и служит некими воротами в мир других ледяных небесных тел, открытия которых уже начались. Далеко-далеко, на холодных задворках Солнечной системы, на пределе возможностей телескопа, изображение планет становится очень расплывчатыми. И хотя мы видим лишь крошечную точку, мы можем рассмотреть ее более детально, но эти детали смогут только выявить контраст между светлым и темным, поэтому пока мы не пошлем туда корабль, ясной картины мы не увидим. Но даже и без запуска на Плутон космических станций, ученые могут предположить, как выглядит его поверхность. По мере удаления от Солнца, температура в космосе становится все ниже и ниже, многие планеты почти целиком состоят изо льда и воды, с небольшими примесями грязи, а приближаясь к Плутону, вы увидите, что лед становится твердым, как камень, но существует и другие состояния льда и снега, взять, например, атмосферный воздух, который имеется и на Плутоне, но только в замерзшем состоянии. Там вы тоже увидите снег, только он будет состоять не из воды, а из азота. 233 градуса ниже нуля. И хочу вам сказать, что несмотря на утепление, я чувствую, как мои ноги начинают замерзать.

В таких местах, где солнечная энергия равна энергии, излучаемой далекой звездой, люди вряд ли смогут пройтись. Поэтому для этого полета недавно начали строить специальный корабль. Мы готовимся к запуску корабля на "Плутон". Проект "Новые горизонты" стартует примерно через пару лет. Чтобы добраться до Плутона, станции потребуется десять лет. Это очень сложный проект, мы его уже разрабатываем почти десять лет, а впереди еще два года, которые уйдут на строительство будущей станции, после чего нас ждет десятилетний и где-то 2015-2016 году, мы в течение двух часов получим всю необходимую нам информацию. Так что все должно работать без сбоев, у нас нет права на ошибку, так как мы не сможем притормозить или повернуть корабль обратно. Поэтому мы уже сейчас должны быть абсолютно уверены, что в течение этих двух часов через десять лет не произойдет никаких серьезных ЧП. Учитывая столь громадные расстояния и экстремальные условия, роботы гораздо лучше людей подходят для изучения далеких планет. Но есть вещи, неподвластные роботам. Это ликование и азарт, чувства, которые мы испытали, когда первый человек высадился на Когда мне было три или четыре года, мама вытащила меня из кровати, чтобы я посмотрел, как Нил Армстронг делает первый шаг на поверхности Луны. В этом как раз и состоит прелесть человека. Он всегда может поделиться опытом и ощущениями с другими людьми. Но пока мы не решимся еще раз отправить человека на другое небесное тело, все ощущения, связанные с тем, что мы пребываем на другой планете, будут исходить от нашего воображения или же от данных, переданных нам роботами. Однажды мы присоединимся к ним, и это уже будет совсем другая "Космическая Одиссея".

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Но его повергает в отчаяние призыв на срочную военную службу.

Он не укладывается не в один вид, классифицированный в зоологии. >>>