Христианство в Армении

Архитектура и Искусство в Армении

До нас дошло множество памятников архитектуры и искусства древнейших времен (4—2 тысячелетия до н. э.).

В период государства Урарту процветают архитектура и искусство, которые имели свой самобытный характер и стиль, повлиявшие на последующий стиль армянской архитектуры. От этих времен до нас дошли даже образцы фресковой живописи (Эребуни—Ереван).

Крепость Гарни—выдающийся памятник армянского эллинизма до-христианского периода. Нам также известно еще и о существовании в I в. до н. э. театра в Армении (Арташат и Тигранакерт).

С IV в. н. э. армянская архитектура и искусство развиваются своим, самобытным путем.

После победы христианства в Армении ширится строительство церковных зданий. Армянские церковные здания периода раннего христианства, построенные в IV—V вв., были преимущественно базиличного типа, без купола, как однонефные, так и трехнефные- Армянскими трехнеф-ными церквами типа базилики являются храмы Ереруйка, Двина, Аш-тарака, Касаха, Егварда, Текора и Эчмиадзина. Последние два в дальнейшем (в V в.) после реконструкции были увенчаны куполами.

В V—VII вв. в Армении разрабатываются разные типы купольных церковных зданий. Шедеврами армянской архитектуры являются храмы Рипсиме (618 г.), Одзуна (VI—VII вв.), Мастары (VI—VII вв.). Звартноца (середина VII в.), Талина (конец VII в.). Памятниками светской архитектуры являются дворцы Двина, Звартноца и Аруча.

Новый расцвет армянского архитектурного стиля имел место во времена царствования Багратидов (IX—XI вв.).

Столица Багратидов Ани стала центром не только средневековой науки, но и армянской архитектуры и искусства. Жемчужинами средневековой армянской архитектуры являются сооруженные архитектором Тиридатом главный храм и церковь Гагика, церковь Овива и др.

В это же время возникают средневековые монастыри: на острове Севан, Хцконка, Мармашена, Санаина, Ахпата, Кечариса, Гндеванка, Гехарда, Ахарцина, Гошаванка, Татева и др. А жемчужины армянской архитектуры—ансамбли храмов Ахтамара (X в., архитектор Манвел), Хцконка и Мармашена (IX—XIV вв.)—не имеют себе равных.

В период раннего и позднего средневековья значительных успехов достигают и другие области армянского искусства: горельеф, барельеф, мозаика и фресковая живопись.

Наиболее плодотворной и богатой областью средневековой армянской живописи оказалась миниатюра, которая получила широкое применение в армянских рукописях. При каждом крупном монастыре имелись матенадараны, где хранились тысячи рукописей с изумительными миниатюрами.

Немало было случаев, когда завоеватели уничтожали или «брали в плен» эти замечательные творения армянского народа. В средневековой Армении существовал ряд школ в области миниатюры. Из них передовое значение приобрело несколько школ исконной Армении и Киликии. Великими мастерами миниатюры были Торос Рослин (XIII в.) и Саркис Пицак (XIII—XIV вв.). До нас дошли более 25000 армянских рукописей, большая часть которых хранится в государственном Матенадаране г. Еревана.

Армянская церковь обладает богатыми сборниками духовных пе-сен—шараканов, гандзов и тахов.

Зарождение духовных песен относится к V в. Св. Саак и св. Месроп считаются первыми композиторами—авторами шараканов. В последующих веках армянская духовная поэзия пополняется и обогащается новыми гандзами. Католикос Комитас (VII в.), Степанос Сюнеци (VIII в.), Нерсес Шнорали (XII в.), Хачатур Таронаци (XIII в.) считаются великими поэтами и композтиорами, которые подняли на новую ступень развития армянскую церковную, духовную поэзию и музыку.

Для развития армянского церковного искусства большое значение имели также созданные Хачатуром Таронаци хазы (армянские ноты).

В V в. усилиями св. Саака Партева и св. Месропа Маштоца создается армянская литургия, имеющая в основе литургию Патриарха св. Барсега. Нерсес Ламбронаци (XII в.) в определенной мере обогащает армянскую литургию. Она становится целостной, в нее включаются новые песни. Так создается современная армянская литургия. Армянская церковь имеет только одну литургию.

В армянской церкви известны фортепианные переложения музыки литургии Макара Екмаляна, архимандрита Комитаса, Левона Чилинга-ряна и «литургии Новой Джуги».

<<< Армянский перевод Библии и зарождение армянской словесности

Кафедральный собор (303 г.) >>>