Христианство в Армении

Пришлось бы рассказывать всю свою жизнь.

Субтитры: busiko (Олег Ланитин) И кинематограф еще не изобрели. Но он уже витал в воздухе, как говорил мой папа.

Его звали Макс Складановский. В те времена нам приходилось зарабатывать на показах так называемых "размытых картинок". Это дядя Ойген. Он как раз о них рассказывает. Я находила представление довольно скучным. но зрители были в восторге. Ничего удивительного, ведь все они были детьми. За занавесом крутился дядя Эмиль. совершенно один. Для меня все это выглядело нереальным, потому что двигалось как-то не так. Самое лучшее было в конце, когда дядя Ойген начинал фокусничать. Он мог выполнить любые Я любила дядю Ойгена как никого другого! Мы жили в Панкове, недалеко от Берлина. Наша квартира больше напоминала магазин. После работы мне разрешали посмотреть с друзьями зоетроп. По ночам мы обычно долго не ложились. Я играла с дядями, так что папа мог спокойно работать. Он трудился над своим изобретением. Это должен был быть "биоскоп". Многие были заинтересованы в создании такой машины для показов. Но никто не должен был украсть нашу идею. Вот почему папа прятался за занавеской.

Осенью стало происходить что-то непонятное. Я хорошо ощущала это. Они пытались мне что-то сказать. Финансово наши дела пошли плохо. Неделями мы ели только картофель. А в эту ночь мой дядя и папа не хотели есть вообще. Они заботливо отдали еду мне. Дядя Ойген должен был уехать в тур на следующий день. Его пригласили работать Я была против этого и приводила свои самые веские аргументы.

В тот вечер почтальон принес долгожданный пакет: "катушечную фотопленку" для изобретения отца. Эта пленка должна была поместить танцующего дядю Ойгена в нашу камеру. И потом биоскоп отца снова бы его оживил. Все это казалось мне слишком неправдоподобным. Я много ночей думала об этом. И вот сейчас дядя Ойген должен был попасть на пленку. Нам пришлось залезть на крышу, потому что папа сказал. что нам нужно много света для наших фотографических картинок. Мы были так взволнованы! О, ужас! Слава богу, дядя Эмиль спас положение. Но мне этого было мало. Я хотела засунуть в эту коробку еще облака. Вторая катушечная пленка была целиком для дяди Ойгена. А потом он должен был уезжать. Я умоляла его остаться. Но папа заявил со всей серьезностью, что дядей так и останется двое. Просто один из них теперь прячется в камере. Двойник дяди Ойгена в камере? Мне это казалось чем-то диким.

Я должна была срочно проверить. Какой подвох! Но я приняла обман довольно спокойно. Только вот папа и дядя Эмиль хмуро сказали. что я дала убежать второму Ойгену. К счастью, мы дважды его поймали. Когда, наконец, они мне его показали. он был так же мал, как и "Пляшущая Лили" в зоетропе! И он делал одно и то же снова и снова. Нет, я не собиралась покупаться на такие вещи. Папа знал, что так просто я этого не оставлю. Я хотела увидеть дядю Ойгена. Он же мне обещал, так что я настояла. Тогда они изобрели еще одну штуку: книжку с быстро меняющимися картинками! Что за шутка! Как будто они не знали, какого роста был мой дядя Ойген! А вот так он двигался! Мне пришлось серьезно поговорить с ними. Изо дня в день выслушивая мои настоятельные просьбы. папа вдруг понял, как нужно сделать эту штуку. Мы работали будто рабы. пока пот не выступал на лицах.

Я не позволяла сбавлять темп. Биоскоп должен был быть готов. раньше того, как кто-либо другой заявит о своей идее, или украдет нашу! И наконец время пришло! Мы решили нескончаемую проблему отображения фильма. с помощью системы двойного проектора. Но объяснять это сейчас чересчур преждевременно. Поймут только эксперты. Именно так я себе это и представляла. На стене все предстало в точности так, как это было на крыше. Мы все трое были так взволнованы! Дядя Эмиль не переставал говорить о рождении кинематографа. и называл биоскоп изобретением Но вы-то теперь знаете, кто на самом деле был двигающей силой всего этого. ЗДЕСЬ ЖИЛ И РАБОТАЛ МАКС СКЛАДАНОВСКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ БИОСКОПА ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ КИНЕМАТОГРАФИИ Вот эти подлинные фотографии. и единственные сохранившиеся. Вот, это фотография отца от 1895 года. Мне назвать его полное имя? Это мой отец, Макс Складановский. родился 30 апреля, 1863 года. Этот снимок был сделан в 1895 году. во время презентации в Зимнем Саду. Это три брата Складановские. Мой отец слева, дядя Эмиль в середине. а дядя Ойген, еще один брат, Эти пальто с высоким воротником выглядели очень элегантно. и были на меховой подкладке. Смеха ради. они дали сфотографировать себя со спины. Мы все росли вместе в этом доме. Отец купил его в 1907-ом. и я все еще живу здесь. Эту фотографию сделал друг моего отца, Вилли Фенц.

На ней моя старшая сестра Гертруда, мой брат Эрик. а впереди я сама. Здесь мне четыре года. Я очень гордилась своим белым платьем с красным узором. бело-красными носками в полоску и красными ботинками. В то время так было модно. Из всех детей в семье я одна была белокурой. Ты снял это, Юрген? Да, а это моя старшая сестра Гертруда. Эта вещь продавалась под названием "Кукольная повариха". Но не в таком виде. Их выпускали в маленьких картонных коробках. а на самой коробке стояло название. "Кукольная повариха" или "Игра в скат". "Сплетня", "Любовники", и тому подобное. Эти книжки производились и продавались тысячами. Они принесли отцу много денег, куда больше, чем фильмы. Часы бьют. На самом деле это и были фильмы. которые отец разрезал на части и скреплял воедино. Вот эта была для фирмы "Liеbig-Ехtrасt". В суп добавляется какая-то приправа. Позже они стали делать бульонные Теперь говорят, что моя сестра была первым в мире ребенком-кинозвездой. И это на самом деле так. Мой дед часто устраивал показы размытых картинок. и они пользовались таким успехом. что однажды какой-то учитель предложил ему показывать их в школах. Затем спрос вырос еще больше. и он стал арендовать большие помещения и устраивал показы уже в них. Эти первые размытые картинки были очень плохи. и тогда отец выучился росписи на стекле и стал сам рисовать картинки. Результат был более четким, так как картинки из небольшого формата. увеличились до 6-ти с половиной футов.

Каждый мазок должен был быть идеален, иначе вблизи стали бы видны все огрехи. Среди работ были "Чудесная страна пирамид". "Завоевание в воздухе", "Путешествие к Северному полюсу". и много других редких и трогательных вещей. которые придумал отец. К примеру, "Пожар в доме": сперва возникал дом. потом, поверх него, ставилось стекло с нарисованными облаками. и начинал идти дождь. Затем, вместе с новым стеклом, к рисунку добавлялись другие детали. Дом начинал гореть, в него ударяла Все это вырисовывалось на стеклянных пластинах. которые сменялись или добавлялись друг к другу.

Сверкала молния, и дом вспыхивал. На последней картинке появлялась луна, висящая над облаками. Луна и дом, сгоревший Это было как фильм, только целиком нарисованный. А потом, в 92-ом году, у него появилась идея. сделать фильм из картинок реальной жизни. Фрау Складановская. у вашего отца была камера, а не проектор, верно? Проектора тогда еще не было. Ему пришлось его изобрести. Первые попытки. где дядя Эмиль снят на крыше были предприняты уже в 92-ом Этой же самой камерой? Да, той же самой. И он придумал проектирующее устройство, биоскоп. Но ведь существовала какая-то техническая проблема. У отца было две пленки. Картинка все время смещалась в одну сторону. за счет этого изображение и оживало. Работал так называемый механизм прерывистого движения. Именно так и указано на патенте. И одна картинка всегда была темной, а другая светлой, так? Гертруда родилась на 13 лет раньше вас. и жила с вашим отцом и двумя его братьями, верно? Ну, в то время она была еще ребенком. Отец говорил, что тогда не было еще никаких фильмов. и он заказал через одну английскую фирму целлулоидные пластины. которые он разрезал на части, а потом склеил так, чтобы получить пленку. Так он мне рассказывал. Склеивал вместе или использовал кольца для обуви, я слышал. Да, потому что во время показа что-то постоянно ломалось. Проектор работал от вращения рукояти и не всегда стоял на твердой земле. Так что без колец пленка рвалась и рвалась бы. Фильмы для программы в Зимнем Саду были сняты раньше. В. Панкове. Прежде там стояли небольшие Это был ресторан в саду, в котором часто бывали посетители. Была большая танцплощадка. и отец мог показывать фильмы, которые снял прямо там. Это было весьма трудоемко. потому что электричества тогда еще не было. И никаких фонарей. А съемка могла проводиться только при хорошем освещении. так что июнь и июль были для нас хорошим временем. Прямо снаружи? Да, все на открытом воздухе. И все артисты снимались бесплатно. потому что и для них это была бесплатная реклама. Самым сложным был ролик с боксирующим кенгуру. Что, малышка? Папа, здесь киношники! И что? Разве ты не хочешь сам им рассказать? Гертруда, прошло уже столько времени! Кому это сейчас интересно? Но они пришли только ради нас! Это хорошая реклама. Ты так думаешь? Что ж, если ты и правда этого Ну, хорошо. Вот как все было. 1895 год стал годом. когда были показаны первые движущиеся картинки. Изобретатели со всего мира работали над ними. Кино витало в воздухе. и неважно, был это воздух Берлина или Парижа. В декабре 1895 года. мы сидели в Большом Кафе на бульваре Капуцинов. и смотрели на результат работы французов. Братья Люмьер. с их так называемым "Кинематографом". "Графоматом", или чем-то подобным. То, что мог предложить Кинематограф, было неописуемо. Наш "Биоскоп" не выдерживал никакой конкуренции. И наша мечта лопнула как мыльный пузырь. Но чтобы вы вполне прониклись сочувствием. я должен рассказать вам всю историю целиком, шаг за шагом. В конце лета мы доработали наши последние шесть фильмов. и уже вполне могли устроить презентацию. Она прошла в саду ресторана "Fеldsсhlоssсhеn". Мои братья, помогая мне, выполняли разнообразные функции. Но когда я попросил Эмиля одеть костюм кенгуру для сцены бокса. я явно перегнул палку. Лучшие артисты, пребывавшие в то время в городе. долго не раздумывая, раскрывали перед нами свои таланты. Брат Эмиль всегда пользовался популярностью у женщин. И сейчас, перед объективом камеры, его популярность возросла еще больше. Но миловидностью Жозефины, к нашему ужасу. он сам был сражен. наповал. И вот мы уже были готовы представить. нашу программу публике. Но перед презентацией. нашего изобретения надлежащему кругу лиц, мы приняли посетителей. Дорна и Барона. Почтенных директоров прославленного Водевиля Зимнего Сада. Так как и до них дошли слухи о наших "движущихся картинках", они лично хотели посмотреть, что те собой представляют. До Панкова они добирались своим ходом. в то время как к их агентствам поиска талантов артисты выстраивались в очередь. Их программы всегда были насыщены редкими постановками и трюками. "Медведи-канатоходцы", "Король людоедов". и даже поющие морские львы значились в контракте! "Движущиеся картинки"! Ничего подобного они в жизни не видели. Они были под большим впечатлением. Им и в голову не могло такого придти. Картинки, движущиеся сами по себе. жизнь которым дает ни что иное как. Они сразу же наняли нас. Эмиль и Ойген в жизни не видели столько денег. Даже в самых захудалых подвалах. изобретатели пытались заставить картинки двигаться. Но их проекторы были сплошь опасны для жизни. Наши тревоги растворились как дым. Весь Берлин должен был узнать о мировой премьере нашего биоскопа. Ойген и Гертруда сами развесили тысячи афиш. и несколько раз наткнулись на объявления. о знаменитом "Змеином танце" мадам Фулла. В то время она была большой сенсацией в Париже и Лондоне. "Змеиный танец" был как раз тем, чего нам так не хватало. Получившиеся снимки были прелестны. Те дни были для меня незабываемы.

Каждый из нас внес свою лепту в программу Зимнего Сада. Ойген сочинял музыкальный аккомпанемент.

Эмиль тщательно и кропотливо склеивал будущий фильм. Даже Гертруде приходилось усиленно трудиться до глубокой ночи. чтобы к первому ноября все было готово. На пленке с фильмом перфорации еще не было. Мы сами выбивали ее. кольцами для обуви.

Мы прямо чуть ли не латали эти первые пленки. Все получилось лишь благодаря тому, что каждый из нас принял в этом участие. Ойген. Эмиль. малышка Гертруда. Пленка разрывалась на кадры, Иначе формат остается прежним. Фильмы резались, из них выбирали кусочки, а это остатки. Так как все делалось в строгой тайне. мы оберегали свою работу от посторонних и любопытных глаз. к величайшей досаде Эмиля, который хотел впечатлить свою Жозефину. Мой совет держаться подальше от женщин. Эмиль пропустил мимо ушей. О произошедшей драме я узнал только со слухов. Если бы я знал, что Эмиль шел на поводу у этой любопытной женщины. я бы никогда не повесил эти пленки. сушиться на бельевую веревку. Никто не знал об этом, кроме Гертруды, которая стояла на стороже, пока Эмиль снимал на рассвете Змеиный танец с Жозефиной. И даже молочник, бесстрашный Вильгельм, не сказал мне ни слова. Жители Берлина были взбудоражены. этой новой мировой сенсацией. О биоскопе говорил весь город. Наконец наступило 1 ноября. В то время как ноги труппы, исполняющей канкан, прорезали воздух. мы сильно нервничали за сценой. Напряжение в зале нарастало. И вот подошел номер, который предшествовал нашему выходу: "Вознесение Девы", разрезанной пополам. В Зимнем саду мы показывали "Жонглера". "Боксирующего кенгуру", "Танец детей". "Черпановых", "Семью Грунато". и "Состязание по реслингу". Шесть фильмов подряд.

Все они были готовы к началу августа. но директора Зимнего Сада. не показывали их вплоть до 1 ноября. Пять лет работали мы ради этого момента. и теперь мои пальцы так дрожали. что я не мог вставить пленку в чертов проектор! Особенно когда Эмиль уже показал заглавие первого фильма. и все должно было вот-вот начаться. ТАНЕЦ ИТАЛЬЯНСКИХ КРЕСТЬЯН Но проклятый биоскоп. не работал. Он не хотел выдавать ни единого проблеска света. И неудивительно. Ведь лампочка перегорела. Нам нужно было выиграть Гертруда в который раз подала спасительную идею. и отправила Ойгена на сцену. Дорн и Барон. Что ж, они были весьма разочарованы! Они устроили страшную суматоху и угрожали подать на нас в суд. требовали вернуть им деньги. если показ не начнется сию же минуту. И наконец началось. Произошла и еще одна неожиданность. Вместо кенгуру я поставил не ту пленку. Эти кадры для показа ну никак не предназначались. И именно на премьере среди прочего мы показали не боксирующего кенгуру. а напуганное животное, которое совершенно не желало боксировать. и так и норовило несколько раз удрать с ринга! АКРОБАТИЧЕСКОЕ ПОПУРРИ ТРИО КАММАРИНЦКИ СОСТЯЗАНИЕ ПО РЕСТЛИНГУ ЗМЕИНЬlЙ ТАНЕЦ Все хорошо, что хорошо кончается. В порыве всеобщего смятения даже я не заметил подмены. и не увидел разницы между Мадмуазель и Жозефиной. До 1-ого ноября 1895 года. АПОФЕОЗА еще не было. В то время как Эмиль в зале шептал на ухо Жозефине всякую любовную чушь. а я крутил ручку биоскопа, пока моя рука не начала отваливаться.

наши с Эмилем двойники стояли перед публикой. и принимали громогласные аплодисменты. Всеобщее ликование вызвало у меня слезы за сценой. Это новая эра! Это кино! А двумя месяцами позже нам предстояло выступление в Париже. Оно должно было стать венцом наших достижений. Наш биоскоп в "Фоли-Бержер"! Но, как видите, этого не случилось. Нас пригласили в самый последний Нам полностью оплатили проезд. но не дали устроить собственной презентации. Вместо этого мы отмечаем триумф Огюста и Луи Люмьеров. Их "Кинематограф" заметно превосходит мой биоскоп. Шляпы долой! Просто французский патент был намного весомее. и обеспечивал лучшее качество изображения. в сравнении с моей старой системой двойного проектора. Она теперь как вода под прочно стоящим мостом. Люмьеры показали не просто набор склеенных вместе картинок.

а отражающие жизнь ленты. длиной почти в целую минуту! Вот уж действительно мировая сенсация! Не вешай нос, Эмиль! Еще столько всего нужно сделать. Это только начало кинематографа! Нам предстоит решить проблему цветного фильма. и "3-D фотографии". У меня уже есть несколько идей. Наша премьера состоялась на восемь недель раньше! И этого никому у нас не отнять. Деньги и слава за изобретение кино достались кому-то другому. но мы были первыми. и теперь вы тоже это знаете! Отец всегда брался за что-то новое, как только прежний проект оставался позади. Если какая-то идея больше не работала. Когда встала проблема получения четкого изображения. он придумал Пластограф. а потом стерео звук и еще позже Не могли бы вы нам и об этом что-нибудь рассказать? Что, простите? Вот об этом. А, об этом. Это П.Д.В. Фильм, "Проектор Для Всех". Почему он дал такое название, "проектор для всех"? Да. Потому что впоследствии он стал выпускать стеклянные изображения. проектируемые на экран. Отсюда и название, проектор для всех! Серии слайдов. Всего было 92 серии. Можно сказать, что я сама раскрасила тысячи изображений. На каждой странице было 24 рисунка. Однажды за день я сделала 1 44 картинки. Это отняло у меня много сил. На уроках рисования в школе я была лучшей. Это у меня от отца. Что же касается моих сестер. У них не было этой артистической жилы. Так всегда говорил отец. Я здорово проводила время. У меня был стенд, ниже стояло зеркало. и матовое стекло, на которое я клала картинку. Она освещалась снизу, и с помощью кисти и палитры я ее раскрашивала. Все серии выходили с пояснением. в которых каждое изображение описывалось в 10-12 строчках. И если бы кто-то собрался устроить показ, можно было бы просто читать эти сноски внизу. Все пояснения мой отец написал сам.

Эти увеличенные фотографии работы отца. Нужно было смотреть на них через зелено-красные стекла. и тогда пластика становилась отчетливо видной. А этот снимок так же стар, как и я. Ему 91 год. Все эти фотографии мне достались от отца.

Их продавали в альбомах, а спереди был кармашек. в котором находились прилагаемые к изображениям стекла. Вот этому снимку тоже больше 80 лет, он пережил две войны. Это не было вашей единственной профессией. Вы занимались и чем-то другим. Да, да. Я ходила. в художественную школу имени Райманна. и изучала рисунок для моды и рекламирования. Что-нибудь еще? Мы нашли еще одно ваше фото. Да, на этой фотографии я. Это платье я придумала и сшила сама. Из белой хлопчатой материи. которая в 38-ом была в моде. Я сшила его для одного летнего вечера. Эту моду я предпочитаю нынешней. Красивое. У меня тут на столе еще кое-что. Что это? то, за что отцу дали патент. Цветная фотография, фотография с искусственными цветами. Это желтая, синяя и красная пластины. которые клались друг на дружку. и создавали цветное изображение. А патент дали за эмульсию, которая в них содержалась. Здесь должно быть три цвета. Кажется, одного не хватает. Так что. ему дали патент. Эмульсия смешивалась с добавками. чтобы получались разные Цвета. Вот синий. желтый и красный. и на каждом из них изображен букет. а, сложив их все вместе, можно было получить картинку. За это отцу и дали патент. Многие люди об этом не знали.

Где ваш отец провел свои последние годы? Здесь, в этом доме. Я ухаживала за ним. Отец умер от рака ободочной кишки, но ни дня не провел в больнице. Я до самого конца заботилась Все началось в преддверии октября и закончилось очень быстро. С сентября. по 30-ое ноября. это день его смерти. До этого он по-прежнему был очень активен. Он сдал внезапно, в самом начале войны. Когда моего брата призвали, это сильно сказалось на нем. Он увядал на глазах и никогда бы уже не оправился. Вы помните дядю Эмиля и дядю Ойгена? Когда мой дедушка умер, братья перестали общаться с Эмилем. из-за наследства. Я не видела дядю Эмиля вплоть до 1935 года. со дня презентации в Зимнем Саду. Дядя Ойген всегда говорил, что тот был гулякой. Он проводил много времени на скачках и тому подобных мероприятиях. Он отличался от двух других братьев. Те выглядели более солидно. Это дядя Ойген! Это лучший снимок дяди Ойгена как клоуна. Ойген работал там клоуном. А это должно быть. Это из фильма. "Ночной Истец". Это была короткометражка. И из "Орлеанской Девственницы". Это дядя Ойген, одетый как дева. и здесь тоже. Это парад поклонников. Все эти люди работали в нашей Вот этого я помню. Его имя Макс Бютнер, он был нашим дворецким. Они делали это с энтузиазмом. Отец так никогда и не продал Он говорил, что раз он не может употребить его в дело, то никому другому тем более не дано. Он был очень упрямым, и, думаю, я тоже унаследовала эту черту. Этот снимок был сделан в "Шлосспарк Нидершонхаузен". Одна из последних фотографий ПОСВЯЩАЕТСЯ МНОГИМ ЗАБЬlТЬlМ ПИОНЕРАМ КИНО Мы увидели самый первый звуковой фильм. Он был снят в курятнике. Курятник, кудахтанье кур и ничего больше. Вырезай! Продолжайте. Ну же, рассказывайте дальше! Все хорошо. Папа! Папа! Здесь какие-то люди из кино! Нет, дети, нет! Братья Люмьер с их так называемым Кинематографом. Графоматом или как его там. Тот, второй, это дядя Эмиль? Его волосы всегда были очень коротко подстрижены. Вы не знали об этом? Да, очень на него похоже. А это, должно быть, отец? Это отец? За биоскопом. Вам нужно было у меня спросить. Он никогда не носил очки. Исторически это неверно. С очками он выглядит еще умнее, Что я здесь делаю? Ничего, если я откинусь немного назад? Эпизод 13, дубль первый. ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ МУЗЕЮ КИНО В ПОТСДАМЕ, ЧЬИМ ГРОМАДНЬlМ АРХИВОМ НАМ РАЗРЕШИЛИ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Вам понравился наш фильм? любовная интрижка дяди Эмиля. Как там это у вас называется? Свобода творчества в процессе съемки. Все остальное достаточно достоверно.

Теги:
предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын город Вагаршапат Эчмиадзин руки золото молот указ место строительство архитектор форма храм престол иерархия центр группа восток история зарождение организация сомобытность автокефалия догма традиция канон собор вопрос формула слово натура одна семь танство крещение миропамазание покаяние причащение рукоположение брак елеосвящение Айастан нагорье высота море вершина мир озеро Севан площадь климат лето зима союз хайаса ядро народ Урарту племя армены наири процесс часть предание пятидесятница деяние апостол Фаддей Варфоломей свет Евангилие Армения Библия земля Арарат книга дом Фогарм Иезекииль просветители обращение христианство место начало век проповедь просветитель Патриарх времена царь Тиридатт Аршакуни страна провозглашение религия государство смерть церковь святой видение чудо сын

<<< Другими словами, мы должны лгать милосердно.

Он говорит, что единственный путь к совершенству. >>>